«Надо адекватно оценивать возможности»: мэрия Новосибирска о ветхом жилье и застройке центра
© Ростислав Нетисов/nsknews.info. Дмитрий Рыбалко
Что сделать, чтобы дом признали аварийным, сколько семей получат новое жилье, как регулируются отношения застройщика и собственников частных домов в центре Новосибирска, насколько обширна программа расселения? На городском радио выступил начальник управления по жилищным вопросам Дмитрий Рыбалко.
«Вечерний разговор» сАртем Роговский: Когда говорят о ветхом и аварийном жилье, всегда подчеркивается, какое большое внимание этому уделяется даже со стороны президента Владимира Путина. Некоторые чиновники лишились своих постов. Например, губернатор Забайкальского края Константин Ильковский был вынужден подать в отставку именно за срыв программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, а глава Карелии Худилайнен балансировал на грани отставки. Какие результаты у нас сегодня есть по реализации данных программ?
Дмитрий Рыбалко: Программа переселения из ветхого и аварийного жилья у нас начала реализовываться гораздо раньше, чем вышел
В разные годы она проходила с разной фазой активности, исходя из источника финансирования. С 2008 года, после того как в игру вступили федеральные средства, стало полегче. Но, тем не менее, сроки ужесточились, требования ужесточились, и, соответственно, планы стали гораздо обширнее и масштабнее. Работа стала более сложной, но не потеряла свою привлекательность для муниципалитета.
Артем Роговский: Расскажите о результатах. Сколько семей получат новое жилье?
Дмитрий Рыбалко: Я бы не говорил конкретно по семьям. Будем отталкиваться от количества домов, это будет более корректная цифра. С 2004 года по текущую дату нами расселено 452 дома. Это дома абсолютно разной весовой категории, от
Артем Роговский: 452 дома расселили, а сколько осталось? Сколько домов признано аварийными и не расселены до настоящего времени?
Дмитрий Рыбалко: Процесс расселения у нас постоянный. Работает межведомственная комиссия, созданная распоряжением мэра города Новосибирска. По мере поступления все заявки рассматриваются, и принимается решение по конкретному дому и по конкретному адресу. На сегодня у нас домов, признанных аварийными — 204 дома. Часть этих домов входит в реализацию положения
Остальные дома признаны ветхими и аварийными после 31 декабря 2012 года, поэтому они уходят на этап следующей программы, которая будет формироваться в конце этого — в начале следующего года. Информация из Москвы, из фонда реформирования ЖКХ, подтверждает, что уже идет рабочий процесс.
Артем Роговский: Как сделать, чтобы дом признали аварийным?
Дмитрий Рыбалко: В этом ничего сложного нет с точки зрения сбора документов или их подачи. Это может сделать наниматель, собственник помещения или администрация района по заявлению или ходатайству жителей того дома, который готовится к признанию аварийным.
Нужно написать соответствующее заявление в комиссию и приложить минимальный набор документов, включающий документ оценки по состоянию этого дома. Рассматривается заявление, и на основании этого комиссия, после того, как рассмотрит документы, выезжает на место и принимает решение о признании или не признании такого дома ветхим или аварийным.
Артем Роговский: В начале программы мы сказали, что 204 дома признаны аварийными. Когда им ждать своей участи?
Дмитрий Рыбалко: Из 204 домов, которые на сегодняшний день признаны ветхими и аварийными, часть будет расселена. Это порядка 40 домов до 1 сентября 2017 года. 100%, что они будут расселены. По всем планам оставшиеся дома у нас должны уходить на 2018 год и так далее.
Я уже подчеркивал, что у нас в городе действуют три программы по расселению ветхого и аварийного жилья. Третья программа — это развитие застроенных территорий. Это резерв муниципалитета, который позволяет нам заниматься расселением домов, которые не входят в другие программы. И на сегодня из 204 домов в рамках развития застроенных территорий будет расселено еще 34 дома. Это подтверждено договорами, которые заключили
Расселение этих домов входит в наши планы, и эта работа будет находиться на особом контроле. Со списком домов, которые входят в программу развития застроенных территорий, можно ознакомиться отдельно. Эта информация есть и у нас в департаменте строительства и архитектуры. Это большое подспорье в реализации поставленных задач, оно придает динамику и оперативность в этой работе.
Артем Роговский: Какие нормы сегодня применяются при расселении жилищного аварийного фонда? То есть, метраж какой был у человека, такой он и получает?
Дмитрий Рыбалко: Хочу сразу пояснить, что эта работа носит компенсационный характер, и мы не улучшаем жилищные условия граждан, которые входят в эту программу. Но, тем не менее, задача мэром поставлена. Поэтому мы, как правило, закладываем превышение квадратных метров при расселении и не переселяем людей из комнат в комнаты.
Мы переселяем людей в отдельные квартиры, применяя статью 89 Жилищного кодекса, где четко прописывается, что общее количество метров из переселяемого жилья должно соответствовать общему количеству метров в жилье предоставляемом. Мы эту норму увеличиваем и всегда стараемся, чтобы предоставляемая жилая площадь была не меньше, чем до того, как было начато расселение. Поэтому работа носит компенсационный характер. Еще раз говорю — мы не применяем нормы социального расселения в данном случае. Но улучшаем жилищные условия граждан однозначно.
Звонок: Здравствуйте, меня зовут Андрей. Была такая информация, что в центре города частный сектор должен быть ликвидирован. Мы живем уже 20 лет на Ядринцевском конном спуске, нас обложили новостройками. И буквально
Дмитрий Рыбалко: Я хочу вас огорчить, потому что ни в положения межведомственной комиссии, ни в нашу компетенцию не входит работа с частными домами. Это исключительно волеизъявление собственников этих помещений.
Такая проблема существует, у нас центр города застраивается в связи с дефицитом земли все плотнее и плотнее. Я вам хочу сказать, что сегодня нет юридических механизмов для того, чтобы муниципалитет поучаствовал в вашем расселении.
Скорее всего,
Если будут
Артем Роговский: Ветхое и аварийное жилье — это понятно, но есть же еще и очередь людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Что это за очередь, сколько в ней горожан состоит и кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Дмитрий Рыбалко: Граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мы оформляем и начинаем с ними работать. Что представляет из себя эта очередь? Чтобы попасть в эту очередь, гражданин должен быть признан малоимущим, то есть его совокупный доход и доход членов его семьи не должен превышать сумму, в рамках которой он может сам улучшить свои жилищные условия. И еще у него должно быть менее, чем 12 кв. м. жилья на каждого члена семьи.
То есть, если семья из четырех человек, и они находятся в помещении площадью меньше 48 метров, они могут быть признаны нуждающимися при условии, что они сами себя не могут материально обеспечить. Методология простая. Они должны обратиться с соответствующим заявлением в администрацию района, в жилищный отдел и приложить необходимый перечень документов. Дальше, в рамках полномочий, все службы должны оперативно отработать и принять решение. Или ставят на учет или не ставят.
Второе. На сегодня у нас в очереди на улучшение жилищных условий менее 47 тысяч человек осталось. По сравнению с тем, что было два года назад, мы начали достаточно серьезно и активно этой работой заниматься. Для того, чтобы оперативнее двигаться в этом направлении, была реализована задача по созданию электронной общегородской очереди. В рамках этой очереди каждому участнику присваивается уникальный электронный ключ, пользуясь которым он может зайти на ресурс и увидеть в реальном времени свою очередь и местонахождение. Очередь движется. Если на 1 января 2015 года у нас было 18 тыс. 538 семей, это 55 тыс. 965 человек, то на текущий момент уже 16 тыс. 913 семей или 52 тыс. 349 человек.
С 2014 года мы практически на 40% увеличили скорость по передаче очередникам жилья. Это жилье появляется у нас в результате освобождения муниципального жилья. На сегодня мы уполномочены проводить клининговые санитарные мероприятия, стараемся передать квартиры в соответствующем состоянии. Мы действуем в рамках тех бюджетных ресурсов, которые нам выделены.
Сама очередь уникальна тем, что она является открытой, прозрачной и безопасной. Никто не сможет
После этого, если гражданин не воспользовался до этого правом приватизации, он может приватизировать это помещение и получить его в собственность.
У каждого такого объекта есть соответствующая рыночная оценка и гражданин, находящийся в очереди на данную услугу, при появлении такой категории жилья заключает договор. Срок договора варьируется от одного года до пяти лет. В зависимости от дисциплины и сроков оплаты, соблюдения всех норм пользования съемным жильем, мы решаем, перезаключать нам договор на новый срок, или нет.
Как правило, эта услуга менее востребована, чем другие, потому что у нас фонд коммерческого жилья достаточно мал. Откровенно скажу, мы не стараемся его увеличивать, потому что для нас на сегодня приоритет — это максимально быстрое обеспечение очередников жильем по договорам социального найма.
Полная версия разговора — на муниципальном сайте «Новосибирские новости»
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522