Корпоративная власть: мифы, скрепы, гламур
Роман Шамолин, философ и учредитель Новосибирского открытого университета, рассуждает о том, чего лишается человек, когда попадает в корпоративное пространство, основанное на «сопричастности».
Корпорация в прямом этимологическом значении (corporation (лат.)) указывает на соединение в одном целом множества тел (corpus, то есть тело (лат.)). Это телесность, лишенная индивидуальных различий, лаконично определяемая в русском языке понятием «плоть». В
В корпорации индивидуальное начало по определению подчинено коллективному, полностью или по большей части поглощается им. Это характерно патерналистский формат отношений, где воплощением «отцовского авторитета»может быть система ритуальных правил, сакральных табу или фигура «безупречного» лидера, в которой участники сообщества видят коллективное
Известно, что в середине нулевых в российском обществе широко обсуждалась тема внедрения в работу
Чтобы заполнить вакуум от утраченной свободы, потоки офисных работников распределяются по барам; те же, кто не имеют склонности к алкоголизации, пополняют тренажерные залы, кабинеты психологов и экстрасенсов
Позднее, к нашим дням, обсуждения прекратились, — но именно в силу эффективного результата от такого «сакрального табуирования», — сотрудники перестали говорить о «бредовых играх руководства» под страхом увольнения или иных неприятных санкций. Да к тому же и привычка, эта «вторая природа», — стала играть свою роль. Независимость субъекта вначале подавляется системой, а затем вытесняется и самим субъектом, который не видит смысла конкурировать с системой, а потому — адаптируется к ней. И чтобы
Понятие «сакрального», — в смысле некритического и регламентационного характера корпоративных образований, — вполне соотносимо и с понятием «тоталитарного». Или с формой построения реальности по принципам «военного времени». Попадая в корпорацию, человек должен приучить себя испытывать то же чувство, что и солдат, оказавшейся в действующей армии; должен приучить себя к безоговорочной власти устава и приказа, — в этом базовое условие как функционирования, так и выживания. И нет для армии ничего неприемлемее, чем солдат, который мнит себя независимым и позволяет себе критически мыслить в отношении командования. Такой солдат должен быть или незамедлительно исправлен, или «вычеркнут» из списка. Это и внедряется в корпоративной культуре, где каждый офис представлен как позиция на линии фронта. Условие победы — всеобщая сопричастность в движении к единой цели и разделяемое каждым ощущение «общей судьбы». О базовой роли «сопричастности» говорят современные исследователи вопроса: здесь интересна примечательная статья культуролога курганского университета, доцент Тишкиной Е.И. «Тоталитарная корпоративная культура: миф или реальность»:
«Одной из базовых функций корпоративной культуры является формирование „чувства сопричастности“ через совокупность ценностей, норм и традиций, формирующих у работников чувство „общей судьбы“. Формирование чувства сопричастности появляется в следующих действиях:
1. Формирование и поддержание имиджа и системы ценностей организации через артефакты, миссию, историю, традиции.
2. Воспитание сотрудников в духе преданности организации. Корпоративная культура стремится к стабильности и, следовательно, к своему некритичному восприятию, которое должно разделяться большинством сотрудников.
3. Формирование и контроль форм поведения, характерных для данной организации. Механизмы действия корпоративной культуры „отбраковывают“ стили поведения, не отвечающие ее содержанию».
Чего лишается человек, когда попадает в корпоративное пространство, основанное на «сопричастности»? В первую очередь, деактивируются те качества независимости и парадоксальности, что характерны собственно для человеческого субъекта, — и которыми он отличается от всех других, биологически ориентированных существ. Корпорация претендует на собственную субъектность и как правило не терпит конкуренции в этих своих претензиях. Ее субъектность можно описать как своего рода матрицу власти, состоящую из взаимно перетекающих векторов господства и подчинения. В корпорации каждый участник выступает в роли в первую очередь — подчиненного, но также, на определенном и выделенном ему корпоративном участке — в роли господина, — хотя бы и с самыми минимальными полномочиями. Матрица власти утверждает своим двигателем принцип «естественного отбора» или — «пищевой цепочки», то есть редуцирует свою субъектность к базовым биологическим паттернам, — понимаемым в стиле расхожих аксиом дарвинизма.
Есть
Однако если ницшеанская «воля к власти» предполагает среди своих синонимов и «волю к творению, к высшему, дальнему, более сложному», — то принцип корпоративной матрицы власти замыкает векторы господства и подчинения внутри самого корпоративного тела, вернее, — внутри корпоративной «плоти». Сопричастность этой «плоти» есть ведущая директива всякого вида корпоративного господства и подчинения. Заложниками сопричастности оказываются и те, кто на самых корпоративных «верхах», — возможно, еще в большей степени, чем служащие «низы».
Поскольку корпоративная культура является частью культуры массовой, она опирается на широкий
Если «низы» могут позволить себе колебания, сомнения и даже протесты в отношении матрицы власти, — то на уровне «топовых» представителей корпорации такая роскошь уже недопустима. Нечто наподобие мстительности за собственную тотальную сопричастность можно видеть в том, как «топ-персонал» современных компаний внедряет в жизнь «офисного планктона» беспощадную «корпоративную этику». В результате офисная жизнь превращается в ремейк древнего сакрального пространства: по сути и корпоративная клятва, и корпоративный гимн — это особые формы ритуалов, повторяющиеся действия, исполненные символического значения. Как отмечает культуролог Тишкина Е.И., — прикладной смысл ритуала в том, что он оказывает эмоциональное воздействие на участников, влияет на их бессознательное, формирует ощущение единства,
В упомянутой статье Тишкиной Е.И. отмечено, что и для
текстов современных корпоративных гимнов, и для тех психологических установок,
что даются персоналу компаний на специальных тренингах, — характерна тенденция,
общая для многих традиционных корпоративных культур, относящихся еще к
мифологическим, «магическим» временам. Это
— стремление к сакрализации статуса Корпорации, а причастность к Корпорации расценивается как символ избранности. Работник должен ощутить, что он — член элитного клуба и одновременно он — солдат на войне, которая ведется со всем, что не способствует процветанию этого клуба. Он должен чувствовать себя постоянно вовлеченным в атмосферу
некоего центрального нарратива, — подобно тому, как это чувствовали члены
какого-нибудь древнего племени, вовлеченные во власть мифологических историй,
ритуалов и табу. Впрочем, разница между корпоративностью наших дней и давнего
прошлого не так уж и велика, — можно предположить, что на принципиальном уровне
она вообще отсутствует. В статье
«В чем заключается специфика мифа?» профессор ТГУ, д.филос.н. Сыров В.Н. говорит о том, что миф не является
Профессор Сыров В.Н. отмечает: насколько те или иные сущности приобретают нарративный облик, тяготеют к формулировке архетипов, наполняются символическим значением и воплощаются в ритуалы, настолько они и мифологизируются. Обработанное мифами сознание будет способно воспринимать окружающий мир и действовать в нем лишь сквозь призму вышеописанных черт. Мифы будут формировать такую картину мира, где индивидам предписан определенный тип действий, а именно — вечное повторение архетипов.
Миф может как мистифицировать восприятие, наполняя его
присутствием странных потусторонних существ, — так и напротив, акцентировать
внимание на реалиях совершенно земных, наделяя их безусловным,
«потусторонним» авторитетом. Возможны самые различные варианты, но в некотором
«сухом остатке» миф можно свести к тому, что он являет собой метод восприятия вещей, — метод весьма эффективный для того, чтобы восприятие избавлялось от блуждающей неопределенности и становилось само для себя стабильным, концентрированным и самовоспроизводящимся. Миф сдвигает ракурс взгляда таким образом, чтобы попадающее во внимание бытие переходило (вернее, «перескакивало») от естественной непредсказуемости — к сверхъестественному предопределению. Функция мифа — обеспечивать этот сдвиг, «скачок», стабилизирующую «деформацию», — благодаря чему тревожным, часто устрашающим вторжениям бытия придается известный порядок. Миф останавливает бытие, создает щит как для несущегося на человека потока феноменов, так и для спонтанно рождающихся в человеке ответных реакций воли и сознания. Об этой трансформативной, деформирующей функции мифа идет речь и у профессора
«Барт недаром отметил, что „миф ничего не скрывает и ничего не демонстрирует — он деформирует; его тактика — не правда и не ложь, а отклонение“. Потому мифология и является весьма гибким,
Представители организованных и стабильных массовых сообществ, наподобие церкви, должны быть нетерпимы и немилосердны к тем, кто не принадлежит к ним
Корпорации, активно используя мифологические методы в организации своего социума, конечно же не могут обойти стороной такую известную и сакрализованную с древнейших времен диспозицию, как «свои — чужие». Тем более с учетом того, что «корпоративная этика» тяготеет к формату военной или же религиозной дисциплины. В своем эссе «Массовая психология и анализ человеческого „Я“» З. Фрейд отмечает, что представители организованных и стабильных массовых сообществ, наподобие церкви, должны быть нетерпимы и немилосердны к тем, кто не принадлежит к ним, а тем более в отношении конкурентов по идеологии. Этой нетерпимостью сообщества обеспечивают, с одной стороны, сплочение своих рядов, а с другой — выбрасывают вовне накопившуюся тягу к насилию, которую не имеют права проявлять внутри своей территории, а тем более — по отношению к своему руководству.
Аналогичным образом поступают и современные
* * *
Предоставленные своей свободе как естественному для человека, но совершенно чуждому всему биологическому, животному миру состоянию, — люди претерпевают массу неудобств и тревог. Они чаще всего не имеют никакого представления о том, что делать с этим опасным даром, с этой беспочвенностью. Однако корпоративная мотивация может исправить дело. Объединенные вокруг
В пример откровенного неприятия самостоятельных размышлений для сакрального измерения культуры, — наставления одного из высших авторитетов православной и безусловно, сакральной традиции, — Феофана Затворника: «В делах веры и спасения не философия требуется, а простое и покорное принятие преподанного. Пусть все, молча, принимает. Умишко надо под ноги стоптать, как вот на картине Михаил Архангел топчет сатану».
Опасность возврата к тревогам и беспочвенности свободного состояния, — это располагает корпоративного человека к отказу от всех видов индивидуальных импровизаций, творческого своеволия, независимого разума. За свободным движением мысли предвидится появление чудовищ. И одно из базовых условий сохранения корпоративного мира и спасения от чудовищ — воспроизведение всегда одного и того же смысла, который является уже признанным; всякое отклонение означает нарушение сакральной целостности и ведет к сбою системы.
«Эту
Главное — обеспечить человеку ощущение его причастия к превосходящей силе и его
Предмет корпоративной мотивации должен сопровождаться такой силой
Еще один эпизод из наставлений святителя Феофана: «Православный христианин читает слово Божие; истины, прямо в нем содержимые, печатлеет в своем сердце, не двигая своей мысли за пределы содержимого и не возвышая над ним господственно и самоуправно своего ума, а ему смиренно подчиняя его. Например, повинуйтесь наставникам вашим…всяка душа властям предержащим да повинуется (Евр. 13,17; Рим. 13, 11). Дело ясное! Тут нечего и толковать. Печатлей только на сердце, да и все тут… Если встретится что неудобопонятное, православный ищет разрешения не в своем уме, не в своих догадках, а в общей хранительнице всякой истины — Церкви, то есть ищет решения готового, всеми признаваемого и всем предлагаемого в Церкви…».
- * *
Посредством корпоративного авторитета индивид с облегчением утрачивает тревогу от столкновения в его сознании противоречивых информационных потоков, — теперь они заменяются на систему доступных значений, где все, этим значениям не соответственное, — или репрессивно подавляется, переносится в область преступного, кощунственного, — или просто игнорируется, вытесняясь из внимания как незначимое. Примером здесь может послужить факт того, что в России многие из молодых людей, в
Корпоративный человек делегирует авторитетному источнику свои ценности и, соответственно, свои интересы, — самостоятельно он уже в них не ориентируется, теряет способность и мотивацию к их критическому выявлению, —но пользуется тем, что от авторитетного источника ему дается. И его лояльность — это не только то, чем он платит за предоставленные гарантии, но и то, в чем он сам непосредственно нуждается; что он сам желает обрести в корпоративном пространстве. Лояльность избавляет от сомнений. В первую очередь, в чем она выражается — это предоставление корпорациям права на цензурирование информационных потоков. Всяческие уставы и прочие программные документы, предписывающие, как себя вести внутри корпорации, что считать актуальным и что игнорировать, — приобретают очень важное значение. Корпорации без цензуры не существует, как не существует корпорации и без иерархии.
Правила иерархии формируют для корпоративного сознания как оценочное восприятие, так и стимулирующее поведение. И правила эти могут накладываться на все, что угодно. Главный критерий иерархической величины —престиж в глазах сообщества. Представление же о том, что является престижным — формируется корпоративными посланиями, внушениями. И учитывая весьма слабый критический барьер, который имеет индивид перед таким воздействием, — это внушение можно признать
Управляемый страх непревзойденным образом закрепляет сообщество в режиме стабильности, создавая консолидирующую, сплачивающую тревогу
В качестве примера: в наше время значение «безусловного блага» обрело представление о «здоровом образе жизни». Соответственно, все, что с этим представлением дисгармонирует, — повсеместно осуждено как рекламой, так и положено под пресс государственной воли (закон о борьбе с табакокурением). Задача такого представления — служить хоть
Нагляднее всего корпоративно- сакральные методики отражены в рекламе, которая создает идеальную модификацию здорового, позитивного, смеющегося и красивого человека. Она должна возбуждать желание уподобиться этому просветленному глянцевому герою. «Здоровый образ жизни» начинает излучать завораживающую, гламурную ауру. Но здесь же индивид, созерцатель рекламы, — ощущает и глубокую драматическую пропасть между реальным собой и этим магнетическим персонажем с постера или ролика. Такое ощущение есть своего рода гарант, что в индивиде никогда не появится слишком уж высокой самооценки и слишком уж много самоуверенности, — столь велика дистанция до образца. Сомнительная оценка себя самого не дает места для особых индивидуальных дерзновений и тем способствует фактору стабильности. Созерцатель рекламных образов должен ощущать в наши дни примерно то же самоуничижение, что ощущал в Средние Века созерцатель святых образов на иконе или фреске. Или чувствовать себя как советский школьник, проходящий мимо уголка
Впечатляющей иллюстрацией подавляющих человека состояний, стимулированных рекламным «гламуром», — может послужить небольшая цитатная выборка из культового в свое время романа В. Пелевина «Empire V». Представлен весьма последовательный обзор психологических эффектов, получаемых под авторитарным воздействием «гламура»:
«
Ничего не бывает убогим или безобразным само по себе. Нужна точка соотнесения. Чтобы девушка поняла, что она нищая уродина, ей надо открыть гламурный журнал, где ей предъявят супербогатую красавицу. Тогда ей будет с чем себя сравнить.
Цель гламура именно в том, чтобы жизнь человека проходила в облаке позора и презрения к себе. Это состояние, которое называют „первородный грех“ — прямой результат потребления образов красоты, успеха и интеллектуального блеска. Гламур и дискурс погружают своих потребителей в убожество, идиотизм и нищету. Эти качества, конечно, относительны. Но страдать они заставляют
— А зачем нужен первородный грех?
— Для того, чтобы поставить человеческое мышление в жесткие рамки…»
Гламур выполняет роль охранителя системы много эффективнее, чем известные платоновские «стражи идеального порядка»; гламур — это своего рода квинтэссенция современной корпоративной стабильности. И те индивиды, что достигают
Роман Шамолин, специально для Тайги.инфо