Гюнтер Рост: «Искусство органной игры — чувствовать, а не повторять»
Знаменитый органист из Австрии, профессор Гюнтер Рост со своими сибирскими коллегами 14 января представит слушателям «Мессию» Генделя в католическом Кафедральном соборе Преображения Господня. Маэстро уже дал концерт в Большом зале консерватории им. Глинки, провел день в индивидуальных занятиях с местными органистами и ответил на вопросы Тайги.инфо.
Тайга.инфо: Вы сыграли концерт, затем провели
— Это сложный вопрос. Не потому, что на него сложно ответить, просто мне как гостю сложновато. Насколько я понимаю, скоро у вашего инструмента пятидесятилетний юбилей, и было бы очень хорошо, если бы
Тайга.инфо: С какими еще органами в России вы работали?
— Я часто бываю в Москве и Петербурге, в Сибири я четвертый раз, в Новосибирске — второй. Бывал в Екатеринбурге, Томске, Омске, Кемерово, Красноярске, Иркутске.
Тайга.инфо: Можно ли говорить о существовании сибирской или хотя бы российской органной школы?
— Если в том смысле, что существует хорошая культура исполнительства с точки зрения подготовки детей, студентов, то да. Но если школа в смысле «школа», я был бы осторожен. Понятно, что есть российская фортепианная школа, но вряд ли можно то же сказать, послушав органную музыку: «О, да, вот это русская школа!» И вообще, в органной музыке постепенно все становится интернациональным, но образование здесь очень хорошее.
Тайга.инфо: Утром на
— Любая классическая музыка воплощается прежде всего через исторические инструменты. Что современно в идее органа?
Тайга.инфо: Но в обозримом будущем синтезатор не заменит орган?
— Не думаю, что заменит, скорее добавится. Нам всегда немного чуждо, когда в классическую музыку вторгаются электронные инструменты. Но звучание многих электронных инструментов, я ими тоже занимаюсь, очень хорошее.
Тайга.инфо: Орган очень связан с церковью — католической, протестантской. Органная музыка в наши дни остается в основном духовной? Или это уже
— Протестантская музыка определила в
Это похоже на разницу в рисовании кистью и рисовании на компьютере. С органом так же, он немного теоретический такой. Это значит, вещи должны возникнуть сначала в природе, прежде, чем они синтетически возникнут на органе. Это своего рода синтетическое отражение реальности. Поэтому на органе до сих пор с удовольствием играют классическую музыку, симфонии Моцарта, Бетховена, Гайдна, Мендельсона, Чайковского.
Тайга.инфо: У нас говорят, что повторение — это «мать учения». Какие вещи как профессор вы чаще всего повторяете своим студентам?
— Чего я надеюсь достичь — это творческой самостоятельности. Не вырастить дрессированных зверюшек. Это очень трудно: мы всегда склонны предлагать ученикам собственные решения. Это всегда опасно. Я пытаюсь избегать этой опасности, открывая им разные параметры исполнения: говорю, что мы можем сделать с темпом, с артикуляцией, что можно сделать, сдвигая темп голосов друг от друга, с пространственными эффектами. Я несколько скептично отношусь к изготовлению исторически верных интерпретаций, очень часто можно с ними скатиться в неосмысленные повторения.
Вот мы
Текст и фото Кирилла Канина