Моменто Мори: как лесная охрана спасла Бурятию от движения АУЕ

© facebook.com. Артур Мурзаханов (справа)
Моменто Мори: как лесная охрана спасла Бурятию от движения АУЕ
13 Янв 2017, 02:19

Забайкальский криминальный авторитет Алексей Ланичев по кличке Моменто Мори (Моментик) попытался закрепиться в Баргузинском районе Бурятии, наладив нелегальную добычу омуля. Ему смогла противостоять только вооруженная до зубов охрана заповедника, подготовленная из бывших разведчиков.

Ланичев получил свое произвище из-за татуировки с девизом Memento mori («Помни о смерти»). Он приехал на кордон Монахово «Заповедного Подлеморья» в Бурятии вместе с Юрием Рябковым и представился «положенцем читинским». Они заявили охране заповедника, что сначала вывезут тонну омуля, купят водную технику, достроят турбазу в местности Кресты и уйдут в легальный бизнес.

«Номер один» опубликовал интервью с руководителем опергруппы «Баргузин» федерального заповедника Артуром Мурзахановым. Тайга.инфо частично перепечатывает материал.

Расскажите, как произошло ваше знакомство с «блатными» Ланичевым и Рябковым?

<...> Первое требование было, чтобы я дал им с Рябковым «зеленый свет» вывезти тонну незаконно добытого омуля. Затем красочно были описаны планы на будущее – как в течение года они будут заниматься промыслом омуля, «поднимут бабки», купят катер за три миллиона рублей и другую технику. Достроят туристическую базу в местности Кресты, которая принадлежит Юрию Рябкову. Также Моментик сообщил, что имеет долю в туристическом бизнесе Рябковых.

И только после всего этого они гарантировали нам, что оставят нас в покое и займутся легальным туристическим бизнесом. Тогда я им ответил: «Если запретить вывезти вам тонну омуля не смогу, но зато даю слово офицера, мы вас возьмем!»

После чего пошли угрозы. Алексей Ланичев и Виктор Рябков сообщили, что упакованы оружием, есть гранаты. На вопрос, не они ли подбросили гранату государственному инспектору и подожгли строение, они намекнули утвердительно.

Через два часа после их отъезда мои ребята лежали в засаде, буквально в двух-трех шагах от них. Наблюдали, как наши «гости» загружали автомобиль «Мицубиси-Делика», принадлежащий Виктору Рябкову, омулем в пластмассовых ящиках. Еще через два часа ребята по рации передали нам: «Встречайте груз!»

Требование остановиться нарушители проигнорировали и пытались скрыться. Была погоня, задержание. Еще была попытка на внедорожнике Toyota Land cruiser, принадлежащий, опять же, Виктору Рябкову, перегородить нам дорогу, чтобы «отбить» груз. Но нарушители Ланичев, Рябков, а также уроженцы Забайкальского края Алексей Анисимов и Роман Сергеев, на которых впоследствии неоднократно составлялись административные протоколы, заводились уголовные дела, все-таки были задержаны.

А что случилось с туристической базой Юрия Рябкова?

В конце каждого туристического сезона проводятся проверки мест стоянок, туристических баз. Мы сопровождали заместителя директора по эколого-просветительской деятельности при проведении этого мероприятия. Состояние базы в местности Кресты, принадлежащей Юрию Рябкову, всех повергло в шок замусоренность, куча рыболовных сетей, охотничьи гильзы. Под видом туристической базы на берегу Байкала был оборудован пункт для нелегального промысла рыбы. Именно здесь и собирались вести «бизнес» отец и сын Рябковы совместно с Ланичевым.

Позже с Ланичевым была еще одна встреча?

Примерно через месяц после первого знакомства была еще одна попытка «пообщаться за жизнь». Вновь на территорию кордона пришли Алексей Ланичев в сопровождении двух человек, назвавшихся «смотрящими»из близлежащих сел. У одного непрошеного гостя в руках был нож. Пришлось забрать оружие и пояснить им еще раз, что «двигаться» и дальше будем только по закону совести и закону государства. Затем они были переданы правоохранительным органам. После этого ни Алексей Ланичев, ни какие-то другие смотрящие больше не давали о себе знать. И еще один интересный факт: после их ухода резко снизилось количество преступлений, связанных с кражами у посетителей Национального парка.

Вы смотрели передачу «Забайкальская каморра» по ТВ «Россия 24»?

Наконец-то хоть кто-то обратил на это внимание и провел параллель! Местные жители, те, кто видели передачу «России 24», благодарили нас, что не пустили Моментика. Они говорят, что, приди мы на полгода позже, «криминальный спрут» АУЕ (забайкальское молодежное движение «Арестантский уклад един») мог пустить свои корни в данной местности. И самих рыбаков, возможно, обложили бы данью.

При первой встрече Моментик и Рябков именно об этом и говорили: что у них есть группа молодых людей, не пьют, не курят, тренируются, мол, боксерский мешок висит в ограде дома Рябкова, что молодежь собираются привлекать к здоровому образу жизни. Тогда, конечно, ни о каком АУЕ мы не слышали, но тем не менее все это показалось подозрительным.

Посмотрев репортаж «России 24», мы сами были удивлены, узнав, какого монстра нам удалось изгнать из Баргузинского района.

Вашу оперативную группу «Баргузин» ассоциируют с военными. Называют «заповедным, экологическим, природоохранным спецназом».

Да, действительно это так, с легкой руки ваших коллег нас так и называют. Ничего странного в этом нет. Ведь личный состав я отбираю из числа людей, служивших в основном в спецподразделениях Вооруженных сил России. На войне как на войне. Как показала практика, против экипированных, наглых и беспринципных, а порой и вооруженных нарушителей должны выступать профессионалы. Сейчас у нас в группе три офицера, два бывших курсанта военного училища, с факультета военной разведки. К сожалению, ребята не смогли доучиться, по разным причинам, но три года военной школы являются хорошим подспорьем в нашей работе. Один сотрудник служил в десантно-штурмовой бригаде.

Что касается упоминания военных в репортаже про АУЕ, мы это тоже отметили. По мнению участников репортажа «России 24», популярность криминальной субкультуры в Забайкалье выросла после упразднения Забайкальского военного округа и уменьшения присутствия военных.

Местные жители сейчас рассказывают нам, что, когда мы только пришли, они делали ставки: через какое время мы начнем брать взятки, но спор проиграли все. Сейчас же слышим: «У них на рожах написано не берут они!»

А те, кто защищают сейчас браконьеров, знают об этих фактах?

<...> Дело не в том, знают или не знают. Как говорил Козьма Прутков, «зри в корень!» Процитирую слова уполномоченной по правам браконьеров (такое прозвище ей дали в СМИ) женщины, которая везде распространяет про нас грязные сплетни. Так вот, она в комментариях в соцсетях написала примерно такое «убрать Артура Мурзаханова с нашего теплого места». И во время ее выступления звучало «пусть будет, как прежде».

Представляете, какие требования? То есть далее снова запугаем местных инспекторов. Просторы Чивыркуйского залива вновь будут бороздить по 5070 браконьерских лодок, а во время нереста сига залив будет светиться, как новогодняя елка, от фар снегоходов. Ведь это было буквально два года назад.

Вот он, корень зла «наше теплое место» и «пусть будет, как прежде». Комментарии тут излишни. Этим людям по барабану, будет тут АУЕ, «положенцы», «смотрящие» лишь бы было, как прежде. Успеть набить мошну, урвать, добить последнее, при этом прикрываясь «народом», «представителем уполномоченной по правам человека», «помощником депутата» <...>

«В Бурятии опергруппа „Баргузин“ дала отпор „блатным“ из Забайкалья», газета «Номер один», 12 января






Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года