«Многие не знают, какую роль он играл»: Михаил Фишман о Немцове и «Слишком свободном человеке»
Документальный фильм «Слишком свободный человек» о политике Борисе Немцове вышел в прокат в Новосибирске. Один из авторов картины, журналист Михаил Фишман, представил ее зрителям в день премьеры и рассказал Тайге.инфо, каким запомнил день убийства оппозиционера и почему сознательно отказался от жанра «киноколонки», подставив микрофон только свидетелям эпохи, которую прожил Немцов, и ему самому.
Тайга.инфо: Как удалось договориться с кинопрокатчиками о показе «Слишком свободного человека»? Не было ли стычек с местными властями, попыток с их стороны препятствовать показам?
— За все время проката в разных городах России я ни в каких стычках с властями не участвовал, нигде их не видел. Были полные залы везде, где бы мы ни показывали его. В Нижнем Новгороде, где он [Немцов] начал политическую карьеру губернатором, это производило особенное впечатление, в зал на 500 человек пришло гораздо больше зрителей, люди висели на потолке. Мама Бориса Немцова пришла, было много людей в возрасте, связанных с историей демократического движения. А в Казани, например, был очень молодой зал.
Фильм получился такой, что он совсем не обязательно располагает к живому общению после просмотра. Оно везде предполагалось, но где-то получалось лучше, а где-то нет. В Нижнем Новгороде выступали люди, знавшие Бориса Ефимовича лично: учительница, друзья. В Ярославле был зал поменьше, и мы долго общались потом, а в Калининграде, скорее, коротко.
Тайга.инфо: Ваша картина о Немцове — это больше личное или историческое полотно?
— Я стал писать про политику в 99-м году и тогда же познакомился с Немцовым во время предвыборной кампании «Союза правых сил». Это время я помню прекрасно, все видел собственными глазами. А вот в 96−97-м я был еще слишком юн, чтобы внимательно следить за политикой.
Мы взяли несколько десятков интервью, каждое часа по два. У нас получилась политическая биография, поскольку Немцов проходит с самого начала и до своей смерти по ключевым моментам и поворотам истории России. И мы вместе с ним проходим этот путь, поэтому кино и про Немцова, и про историю нашей страны.
Не все интервью есть в фильме. Мы вынуждены были себя ограничивать, но материала в итоге получилось гораздо больше, чем вошло в картину длиной 2 часа 5 минут. На годовщину убийства мы с Верой Кричевской показывали некоторые не вошедшие кусочки из интервью на «Дожде».
Тайга.инфо: Что вы делали в ночь убийства Немцова, где были, что почувствовали?
— Есть такие моменты, которые врезаются в память навсегда. Я, например, помню, как шел по улице и узнал, что самолеты врезались в башни-близнецы в Нью-Йорке. Точно так же я навсегда запомню, как узнал, что убили Немцова. Я был в Красноярске на экономическом форуме, меня разбудили звонком в полпятого утра, кажется… Это был тяжелый шок, а на следующий день продолжался форум, и участники как-то почтили его память, но этого было явно недостаточно. Было ясно, что невозможно продолжать делать все то, что мы делали там — не было сил.
Тайга.инфо: Кино о Немцове стало продолжением этого желания сделать что-то большое?
— Сначала меня позвали написать сценарий для документального фильма о Немцове, который вышел год назад на немецком телевидении, и я откликнулся, конечно, но в процессе стало понятно, что замысел шире, чем то, что получается. Я взял много интервью сам, примерно понял, как это должно выглядеть, и позвал Веру Кричевскую, чтобы делать кино вместе. Когда мы с Верой работали над фильмом, то, в первую очередь хотели отдать дань памяти выдающемуся политическому деятелю.
Хронику искала Вера, и эпизод первой встречи Немцова и Рамзана Кадырова, о котором нам рассказывали очевидцы, не вошел в фильм, потому что мы не нашли голос Немцова, который об этом бы говорил. Фильм так выстроен, что Немцов сам ведет нас по своей жизни.
Есть сожаление, что не все получилось рассказать из того, что я бы хотел, но мы были скованы двумя часами. Какие-то вещи я бы хотел усилить, но мы приняли принципиальное решение, что ничего сами в этом фильме не говорим, а даем слово Немцову и тем, кто его окружал, и не можем за них делать выводы. И так, на самом деле, гораздо лучше и важнее, чем если бы я каким-то образом дорассказал в форме киноколонки, почему, как я считаю, Немцов был арестован в 2010 году, и так далее. Хотя я привык к публицистике, для меня естественно написать, что я думаю по тому или иному поводу.
Тайга.инфо: Кто-нибудь из приглашенных к участию отказался дать интервью?
— Из ключевых фигур — это Анатолий Чубайс. Понятно, что мы очень хотели, чтобы он участвовал, потому что его роль и в жизни Немцова, и в истории России второй половины девяностых и начала нулевых совершенно принципиальна. Но он отказался, не объясняя причин.
Тайга.инфо: Нет ощущения, что за два года образ Немцова слегка забронзовел что ли?
— Мне трудно сказать, бронзовеет ли Борис Ефимович или остается живым человеком, но если наш фильм помогает сохранить живую память, то это замечательный результат. Память — это же очень важно, я по себе сужу, ведь я в политической журналистике много лет, но даже я много что забыл. А те, кто моложе, девяностых вообще не помнят. Так мы скоро забудем, что такое были нулевые. Многие и не знают, какую роль играл Немцов, многие помнят его как участника протестного «немножко в возрасте, постарше Навального». Но давайте напомним, кем он был — на минуточку, первым вице-премьером, главой фракции в российском парламенте. Он, наверное, не досчитался государственных почестей, когда погиб, хотя должен был бы.
Забронировать билеты на фильм «Слишком свободный человек» в кинотеатре «Аврора» можно на сайте сети «АртСайнс Cинема Дистрибьюшн».
Беседовала Маргарита Логинова