Новосибирский мусор разобрали на детали

© Кирилл Канин
Новосибирский мусор разобрали на детали
12 Май 2017, 03:30

В Новосибирске состоялось публичное обсуждение концессионного соглашения о строительстве двух мусоросортировочных заводов и двух полигонов для нужд агломерации. Оно не примирило сторонников и противников концессии, но позволило определить пути решения спорных вопросов.

Инициаторами дискуссии стали группа депутатов горсовета (Александр Бурмистров, Иван Конобеев и Наталья Пинус) и общественников. Вёл дискуссию руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур.

Со стороны областного правительства в дискуссии приняли участие руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров, заместитель начальника управления коммунального комплекса и энергетики – начальник отдела благоустройства и обращения с ТКО министерства ЖКХ Новосибирской области Наталья Аббасова и заместитель руководителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Евгений Стукалин.

Сторону концессионера (ООО «Экология-Новосибирск) представляли партнер юридической фирмы LEСAP Юрий Туктаров (он же является одним из учредителей «Экологии-Новосибирск») и финансовый аналитик юридической фирмы LEСAP Владимир Панфилов.

Первая часть дискуссии состояла из вопросов, которые заранее были сформулированы инициаторами и ответов чиновников правительства и представителей концессионера.

Вопросы касались самых разных сторон проблемы утилизации мусора. В частности, интересовала текущая ситуация – сколько мусора сегодня образуется в Новосибирске и его окрестностях, какого он состава, кто и как его считал, какие требования по переработке мусора содержатся в действующем законодательстве и так далее.

Из ответов Натальи Аббасовой и Юрия Туктарова выяснилось следующее. На данный момент вокруг Новосибирска действует несколько свалок (полигонов) и почти все они не соответствуют требованиям законодательства, так как находятся в черте населенных пунктов. В частности, самая большая Гусинобродская свалка. К тому же действующие полигоны скоро исчерпают свой ресурс. Точных данных о количестве мусора, производимого Новосибирской агломерацией на данный момент нет, так как сбор мусора децентрализован (вопросы мусора относились к ведению муниципалитетов и только теперь передаются на региональный уровень), а большинство свалок не оборудовано весами. Приём мусора происходит «на глазок». Собственно, одна из задач концессионного соглашения – цивилизовать мусорный рынок Новосибирска.

Тем не менее, по подсчетам и чиновников, и концессионера в Новосибирске и его окрестностях производится примерно в полтора раза больше мусора, чем та загрузка, которую областной бюджет гарантирует концессионеру. Одна из претензий общественников к заключенному соглашению – не слишком ли высокие обязательства по объему мусора, который должен поступать на мусоросортирующие заводы, взяло на себя областное правительство.

Что же касается требований к переработке мусора. Федеральное законодательство требует от регионов всё более глубокой сортировки мусора. Запрещается захоронение мусора, содержащего полезные фракции. Уже с 2017 года – с содержанием лома черных и цветных металлов, потом – с содержанием картона, бумаги, стекла, пластика, остатков бытовых приборов и так далее.

На данный момент, по словам Натальи Аббасовой, большинство регионов не сумели наладить соответствующую сортировку мусора, Новосибирская область тут не является исключением. Но после строительства мусоросортировочных заводов переработка мусора в Новосибирске будет полностью соответствовать требованиям законодательства.

Инициаторов дискуссии интересовал вопрос – откуда взялись цифры плотности мусора в концессионном соглашении. Ведь в документах и нормативных актах фигурируют то тонны, то кубические метры. Например, в концессионном соглашении область гарантирует концессионеру, что на мусоросортировочных заводах будет обрабатываться не менее 800 тысяч тонн мусора (если падение объема превысит 9% от этой суммы, то бюджет должен будет компенсировать разницу). Но тариф рассчитывается для кубометров мусора – 350 рублей за сортировку и 100 рублей за захоронение.

В качестве расчетного показателя взято 155 килограмм в кубометре. Оказалось, что это федеральный норматив. Реально же плотность мусора зависит от самых разных показателей, даже от времени года и количества выпавших осадков. К тому же в процессе своего «продвижения» мусор меняет плотность – в мусорном контейнере она у него одна, в машине для перевозки после уплотнения – другая, а на конвейере мусоросортировочного завода – третья. По словам Юрия Туктарова, который отвечал на все вопросы, касающиеся технологий, 155 килограмм на кубометр – это та плотность, которая должна быть на конвейере, чтобы завод работал в оптимальном режиме.

Другая группа вопросов касалась самого соглашения и перспектив развития «мусорного рынка». Депутаты и общественники задались вопросом – а как учитывается в соглашении, которое подписано на сорок лет вперед, раздельный сбор мусора, который практикуется в большинстве развитых стран? Юрий Туктаров заверил собравшихся, что концессионер выступает за раздельный сбор мусора. И потому гарантированный объем с годами не растет, хотя ожидается рост и численности населения агломерации, и объема потребления на душу населения (что приводит к увеличению количества мусора). К тому же практически невозможно осуществить полное разделение мусора на фракции в процессе сбора. Даже пластик у бутылок отличается от пластика у крышек.

На вопрос – почему областное правительство берет на себя риски концессионера, связанные с выполнением обязательств третьих лиц (например, подрядчиков), Юрий Туктаров заявил, что в дополнительном соглашении этот пункт будет пересмотрен и концессионер теперь берет эти риски на себя.

Присутствующий на дискуссии депутат заксобрания Вадим Агеенко, возглавлявший рабочую группу по вопросам концессии, созданную законодательным собранием, на это заметил, что пока действует подписанное в прошлом году соглашение и никто в него изменений пока не вносил.

Был вопрос и об альтернативах – поступали ли в областное правительство предложения от других инвесторов о переработке мусора и какие предлагались условия? Наталья Аббасова сказала, что предложения поступали, в том числе и от иностранных инвесторов, и пообещала предоставить документы.

На вопрос о том, как изменятся расходы домохозяйств на вывоз мусора после реализации концессионного соглашения, ответил руководитель департамента по тарифам Гарей Асмодьяров. Надо сказать, что в данный момент плата за вывоз мусора включается в состав квартплаты, которая начисляется на квадратный метр и зависит от управляющей компании. В будущем она будет начисляться на каждого жильца. Поэтому можно говорить только о неких средних цифрах. По расчетам департамента по тарифам сегодня каждый житель Новосибирска в среднем платит за вывоз мусора 41 рубль в месяц, а после вступления в силу новой схемы вывоза и обработки мусора эта цифра вырастет в 2,7 раза – до 111 рублей в месяц на человека.

Но это примерные цифры, так как тариф каждый раз будет согласовываться и утверждаться в зависимости от реально понесенных оператором расходов. На данный момент проект еще не прошел экспертизу, не известны расходы инвестора на строительство и эксплуатацию. Эти показатели будут уточняться и могут измениться как в сторону уменьшения, так и увеличения. А федеральный центр пока еще только готовит методику по определению тарифа на услугу «вывоз мусора». Гарей Асмодьяров пообещал, что все документы, подтверждающие обоснованность затрат концессионера будут внимательно изучаться.

По завершению вопросов и ответов состоялся обмен мнениями. Часть общественников высказалась резко против концессионного соглашения – претензии касались и подготовки соглашения, и вопросов учета мусора, и отсутствия обсуждения альтернативных вариантов. Юрий Туктаров пригласил «встретиться и поговорить» ряд общественников и выразил готовность ответить на все их вопросы.

Депутат Совета депутатов города Новосибирска Александр Бурмистров сообщил собравшимся, что организаторы дискуссии внимательно изучат запись и запросят те документы, которые упоминались в ходе обсуждения: «Мы внимательно проанализируем видеозапись публичной дискуссии, сделаем ряд запросов: многое по «мусорной концессии» еще не ясно. Только после этого можно будет делать какие-то выводы и формулировать какие-то позиции. Пока вопросов слишком много».

Очевидно, что большинство участников дискуссии остались при своем мнении, однако обсуждение позволило выяснить основные «точки напряжения» и получить ответы на ряд вопросов. Мероприятие, несомненно, было полезно. Жаль, что проходят такие встречи после заключения концессионного соглашения, а не до.

Валентин Лосев





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года