«Система управляющих компаний строится на сокрытии расходов и доходов»
Почему УК не отчитываются о своей работе? Куда идут деньги жильцов? Как провайдеры оплачивают аренду подъездов и чердаков? Почему так важны бумажные квитанции, а не электронные кабинеты? Депутат горсовета Новосибирска Александр Бурмистров рассказал Тайге.инфо о своей борьбе за прозрачность управляющих компаний в сфере ЖКХ.
УК как орган власти
Тайга.инфо: Почему вы начали «крестовый поход» именно против управляющих компаний?
— Я столкнулся с тем, что каждый второй, наверное, избиратель, который задавал мне вопрос в ходе предвыборной кампании 2015 года, спрашивал про работу управляющих компаний. Такая заинтересованность заставила посмотреть на проблему повнимательней. И мы увидели, что есть такой важный документ, как приказ Минстроя России №882 от 22 декабря 2014 года. В этом приказе утверждены формы, заполнение которых дает потребителю исчерпывающую информацию о том, на какие цели, куда и сколько собранных с населения денег тратится. Отчетность должны быть доступна каждому жильцу либо на сайте УК, либо на сайте «Реформа ЖКХ».
Тайга.инфо: А на самом деле? Есть эти данные?
— А на самом деле происходит так. Вот, у меня есть сейчас отчет одной из управляющих компаний, работающих на моем избирательном округе, по дому на Троллейной, 22. Мы видим, что на техобслуживание дома потрачено 1,092 млн рублей. На
Есть исключения из правил. Вот даже можно сейчас отчет посмотреть. Отчет по форме, где у нас есть десятки строчек: эта услуга стоит 50 копеек за квадрат, эта — 1,62 рубля, эта — 36 копеек. Этот отчет сделала небольшая УК, которая связана с застройщиком, она обслуживает построенные им дома и не стремится захватывать существенную долю рынка.
Тайга.инфо: То есть, для компании это не основной бизнес, и она не ставит целью заработать слишком много?
— Вероятно, да. В течение двух лет у нас идет борьба с единственной целью: вытрясти этот отчет из управляющих компаний, которые действуют на округе. Каждый может зайти на сайт «Реформа ЖКХ», там вполне понятная навигация. В поисковой строке можно указать свой дом и с высокой степенью вероятности не увидеть там подробного отчета, не увидеть, на что идут деньги. Существующие отношения между «управляшками» и жильцами —принципиально кривые и неправильные. Люди воспринимают управляющую компанию как некую разновидность власти, а не как клиентскую организацию, которая оказывает им
Тайга.инфо: Но ведь полиция и чиновник тоже должны оказывать услуги.
— Да, это тоже сервисные организации, нанятые для удобства. Но в случае УК это выглядит еще более вызывающе. О
Тайга.инфо: Чего удалось добиться за два года?
— Главным результатом является вот этот документ — Представление об устранении нарушений жилищного законодательства от 12 января 2017 года за подписью прокурора Ленинского района. Здесь однозначно говорится, чтобы в целях исполнения требований прокурора компания
Что важно в этой истории? Эта бумага уже вторая. На первое представление, которое было направлено в УК прокурором, был получен очень важный ответ. В нем управляющая компания, по сути, признала нарушения — привлекла к дисциплинарной ответственности экономиста предприятия. Вот копия приказа. Он говорит о том, что Представление изучено, ответственные лица наказаны.
Тайга.инфо: Получается, что факт нарушения признается и прокуратурой, и самой управляющей компанией?
— Да. Но при этом управляющая компания дает отчет, визуально похожий на образец, которого требует приказ Минстроя, но фактически тех «узловых» данных там до сих пор нет. Поэтому я пришел еще раз к прокурору с одной простой мыслью: привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудника не привело к изменению отчетности и к прекращению правонарушений. И вот мы видим второй документ.
Революция в отрасли
Тайга.инфо: А какие санкции накладываются на управляющую компанию за нарушения отчетности?
— У меня нет цели и задачи штрафовать
Тайга.инфо: А какие? Может, проще платить штрафы, чем писать отчетность?
— Если управляющая компания получает несколько административных дел по практике своей работы с домом, она рискует потерять лицензию. А огромная девятиэтажка — это рынок. Поэтому вряд ли УК захочет дом терять. Но еще раз: главная задача не в том, чтоб найти формальные признаки, накатать бумагу, затроллить. Цель другая — просто дайте отчет! И всё.
Тайга.инфо: Как показывает практика, если нет существенного наказания за неисполнение закона, то он и не исполняется.
— Все предусмотрено в законодательстве. В части лишения лицензии, размеров штрафов. Это очень существенные суммы. Есть еще нюанс. История с прокурором — это второй виток борьбы. В 2015 году был выигран суд. Затем была подана апелляция в областной суд, который частично оставил в силе решение районного суда. И там мы столкнулись с еще одной неприятной проблемой: неспособностью службы судебных приставов обеспечивать исполнение судебных решений по нематериальным требованиям. Штраф они взять могут, а заставить писать отчет не могут. «Управляшка» отправляет отчет, который она считает нужным. Мы с этим не согласны.
С одной стороны, мы выиграли суд. Есть судебное решение — предоставить отчетность. С другой стороны, у меня есть документ, который называется «Постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства». Там были присуждены незначительные средства в несколько тысяч рублей, которые управляющая компания должна была заплатить истцу — старшему по дому. Приставы деньги из УК «выбили» и дело закрыли. Но отчетов мы не получили. То есть, даже победа в суде не дает возможности добиться правды.
Тайга.инфо: И приставы тут не доработали?
— Может быть, у них нет людей, может, времени — в силу загрузки. Но важно, что приходится идти не через суд. Были варианты обратиться в Госжилинспекцию или в прокуратуру. Мне показался более эффективным второй вариант. Прокурор, по моему пониманию, не связан с этой отраслью и с большей степенью вероятности сможет выписывать такие бумаги.
Тайга.инфо: Вот мы видим, что он уже вторую бумагу подписал, а отчетность так и не появилась.
— Не появилась. Но думаю, мы движемся к тому, что она появится. Понятно, что дело тут не в Троллейной, 22. Здесь вопрос прецедента. Как только крупная управляющая компания начнет работать
Тайга.инфо: Какие ваши дальнейшие действия?
— Мы считаем, что в любом случае получим отчет — и по этому, и соседним домам. Как только люди их увидят, они станут задавать адекватные вопросы. Зачем нам эта услуга? Почему она столько стоит?
Тайга.инфо: Зачем платим дворнику каждый день, если мы его не видим?
— Могут появиться разные вопросы, которые должны будут изменить саму природу взаимоотношений. Следующий шаг — можно будет попросить мэрию Новосибирска отправить запросы в УК по каждому дому, где есть хотя бы одна муниципальная квартира. Понятно, что эти деньги за текущее содержание платят наниматели, а не муниципалитет. Но в любом случае, в рамках моего понимания, у мэрии есть полномочия как у собственника написать такое письмо в «управляшку». Если она отправит 3–4 тысячи писем, это должно стать революцией в отрасли.
У меня есть ответ от компании «МКС», ее отчет меня тоже не удовлетворяет. Повторюсь, вопрос не в
Работа для провайдера
У нас есть еще один сюжет: отношение провайдеров с управляющими компаниями. Соответственно, с собственниками квартирных домов. Известно, что провайдеры платят деньги. Но на счета многоквартирных домов эти деньги не поступают. Это факт. У нас есть обращение жителя, который спрашивает: «Где эти деньги?». Если коротко, ответ: «Денег нет». Мы приходим в прокуратуру.
Тайга.инфо: Управляющая компания утверждает, что ей не платят?
— Тут хитрый момент. Формально УК отвечает примерно следующее: деньги за использование общедомового имущества не собираются. Позиция одной из управляющих компаний, как мне стало известно, примерно такая: «В договоре прописано, что исполнитель предоставляет ответственным лицам заказчика ключи. Он (якобы) проводит дополнительную санитарную уборку. Он предоставляет доступ в места общего пользования многоквартирных домов, в которых размещено (или будет размещено) оборудование. И за эту работу он берет деньги». То есть, он оплачивается не аренда помещения многоквартирного дома, а некая работа.
Первая мысль, которая у меня возникла: посмотреть судебную практику в других городах. Интернет у нас уже как минимум 20 лет. Наверняка
Тайга.инфо: Провайдер на самом деле платит не за работу?
— С моей точки зрения, не за работу. Я не думаю, что для провайдера очень важна некая дополнительная (к той, которая уже существует по договору с жильцами) санитарная уборка. Сложно во все это поверить. Ясно, что это огромный рынок. И когда мы платим провайдерам (условно) 550 рублей, лежат эти (условно) 50 рублей, которые потом транзитом идут в эти «управляшки». Но воспользоваться этими деньгами, для того, чтоб покрасить лавочку, во многих случаях (в частности, на Троллейной) не удается. И это интересный сюжет. Думаю, он будет долгим.
Тайга.инфо: Получается, что управляющие компании не хотят показывать не только свои расходы, но и доходы тоже.
— На этом вся система и держится: доходы маскируются, расходы маскируются. И это позволяет быть конкурентоспособным и зарабатывать.
Следы начислений
И есть третий сюжет. Чтобы заставить «управляшки» работать прозрачно, нужно получить от управляющей компании квитанции. Сейчас их выдают не все. Часть перешла на электронные кабинеты.
И мы сейчас также через прокурора Ленинского района пытаемся обязать УК эти платежные документы давать. Как только появляются бумаги — появляются следы. Уже проще отстаивать права. Сейчас получается, что скрывают не только доходы и расходы, но и следы.
Тайга.инфо: Но люди ведь и через банкомат платят.
—
Тайга.инфо: Но квитанцию им при это не дают?
— Дают документ об оплате. А нужен документ с начислением, из которого видно заранее, за что с тебя хотят снять деньги. Ты можешь увидеть этот документ, написать
Я надеюсь, что Роспотребнадзор тоже встанет на нашу сторону. На это есть ссылки в федеральных нормах. По сути, вся эта тема в целом прецедентная. Как только появятся отчеты — появится другая практика работы. Начнет активно формироваться самосознание у жителей. На примере взаимодействия со своей «управляшкой» будут появляться люди, которые не поленятся эти документы изучить: сметчики, работники других «управляшек», экономисты, чиновники в министерствах — те, кто привык копаться в бумагах. Соответственно, эти люди будут понимать, что происходит. Начнут писать жалобы, начнут более адекватно вести общие собрания. Появится предмет для разговора. Сейчас его просто нет, есть строчки, из которых невозможно понять, о чем идет речь. И победа в судах никому ничего не дает. Вот такая многомерная история. Мне кажется, она будет интересной.
Беседовал Алексей Мазур