«РБК»: возраст федералов-варягов в Сибири падает
46-летний федеральный чиновник, член «Единой России», приехавший из Москвы в регион, — так выглядит усредненный портрет губернатора, назначенного президентом в 2017 году. «РБК» проанализировал, как менялся портрет такого персонажа за 18 лет, изучив профессиональное происхождение, возраст и партийность 183 человек, сменивших старых глав регионов. Чаще всего меняли глав в Иркутске и Перми, а рекордным по отставкам стал 2012 год.
«РБК» изучил последние места работы губернаторов перед назначением или избранием на пост главы региона. С начала 2000 года в губернаторы идут в первую очередь федеральные или местные чиновники и политики — они преобладают среди остальных групп все 18 лет.
Тайга.инфо публикует выдержки из материала.
В первый (2000–2004 годы) и третий (с 2012 года по настоящее время) президентские сроки Путина чаще всего главами регионов становятся федеральные чиновники (50 и 51% соответственно). Во второй срок Путина (2004–2008) и президентство Дмитрия Медведева (2008–2012), напротив, среди всех групп наиболее распространена доля местных кадров (по 40% соответственно).
Другая тенденция: на протяжении всего периода исследования постепенно растет число новых губернаторов — «варягов» из других регионов. Если в 2000–2004 годах таких назначений не было вообще, то в третий срок Путина их доля составила 13%.
136838 Как встречали смену новосибирской власти
Если общее число «варягов» (как федеральных, так и из других регионов) среди новых губернаторов в президентство Медведева составляло 48%, то в третий президентский срок Путина это число выросло до 64%.
Член правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Петр Быстров связывает увеличение количества «варягов» с тенденцией к размыванию федерализма и перспективе слияния регионов. О вероятности укрупнения регионов говорили, например, председатель Совфеда Валентина Матвиенко и глава ФОРГО Константин Костин. В пользу роста числа «варягов» играет и фактор «выжженной земли», добавил Быстров: многие главы регионов «зачистили» конкурентных политиков в своих областях, в том числе с помощью уголовных дел или добившись их ухода на федеральный уровень, — и теперь в регионе выбирать губернатора не из кого.
Кремль назначает «варягов» для лучшего контроля над регионами, чтобы исключить их превращение в коррумпированные семейные или клановые феодальные вотчины, объясняет директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Массовое назначение московских «варягов» объясняется еще и тем, что у них, как правило, есть качественное столичное образование и опыт работы в федеральных структурах, говорит Миронов.
Доля выходцев из государственного и частного бизнеса среди новых губернаторов упала за 18 лет с 15 до 8%. «Бизнесмены, как правило, плохие управленцы. Управлять бизнесом и регионом — это разные вещи. Власть же интересуют профессиональные политики и управленцы», — считает Миронов.
Количество выходцев из военных структур снизилось с 15 до 0% ко второму сроку Путина, но к третьему выросло до 3%. «Нельзя сказать, что военных совсем нет, тот же новый губернатор Приморья Андрей Тарасенко служил на подводной лодке, — рассуждает Быстров. — Но понятно, что опыт военной службы и политической деятельности совершенно разный, военные и силовики далеко не всегда оказываются успешными губернаторами, таких примеров почти нет, а вот неудачных много:
Доля губернаторов из оппозиционных партий резко снизилась после 2001 года. Более того, с 2005 по 2011 год включительно не один из новых губернаторов не представлял оппозиционную партию, но позже в корпусе глав регионов появилось несколько оппозиционеров.
136942 Киселёв назвал трамплином в Москву ссылку губернаторов
Кремль вернулся к назначению губернаторов из системных оппозиционных партий, чтобы обезопасить итоги выборов в отдельных регионах, прокомментировал РБК Быстров. Например, Александр Бурков из «Справедливой России» отказался выдвигаться в Свердловской области, а Андрей Клычков из КПРФ — в Москве, зато этой осенью они возглавили Омскую и Орловскую области соответственно. «Это как размен в шахматах, жертвуешь электорально неинтересными регионами, в обмен получаешь гарантированную победу в других субъектах», — отметил эксперт.
В России восемь лет не было прямых выборов губернаторов. Их отменили по инициативе президента Путина в конце 2004 года после теракта в Беслане. В период отсутствия прямых выборов губернаторы назначались региональными парламентами по представлению президента.
Прямые выборы возвратили в 2012 году, в рамках пакета реформ президента Дмитрия Медведева. Об этих реформах он объявил после масштабных протестов на Болотной площади в Москве.