Фестиваль адаптивного спорта в Новосибирске: «Жизнь такая — стараемся выкарабкиваться»
Несмотря на то, что в обществе силен стереотип о беспомощности инвалидов, в Новосибирске несколько лет подряд проходит Спортивный фестиваль для людей с ограниченными возможностями. Теннис, бочче, штанга, гребля — спортсмены съезжаются сюда со всех районов области. Тайга.инфо расспросила тренеров и участников, зачем им это нужно. (ФОТО)
Спортивный фестиваль для людей с ограниченными возможностями проходит в спорткомплексе «Заря» последние несколько лет. Традиционно соревнуются здесь люди с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, ментальными особенностями, а также с сахарным диабетом или с последствиями инсульта. Спортсмены пробует себя в разных видах состязаний: настольный теннис, дартс, игра «бочче», гребной тренажер или шахматы. Судьи только и успевают кричать: «Здесь Анисимов?» В ответ слышат: «Он на шахматах еще!»
«В основном, мало кто уходит с соревнований без медали. Нам важно дать толчок — человеку нужно знать, что будет новый год и новые соревнования. Сразу появляется мотивация. Не было бы таких соревнований — не было бы резона тренироваться, — считает директор областного центра адаптивного спорта Дмитрий Седов. — Нам-то разницы нет, кто выиграет — Петров или Иванов. Нам, важно, чтобы эта туса произошла. Потому что это жизнь».
Соревнования проходят и в традиционных видах адаптивного спорта, и в новых дисциплинах, придуманных специально для некоторых участников. «Наш судья проявил смекалку и сделал приспособления — бортики к теннисному столу. Теперь незрячие люди могут соревноваться в теннисе, катать звенящий шар. К ним может присоединиться кто угодно: придумали завязывать глаза или надевать очки на время игры, так получаются равные условия», — объясняет Седов.
«Не было бы таких соревнований — не было бы резона тренироваться»
А для шахматистов пригласили знаменитого гроссмейстера Павла Малетина, который провел сеанс одновременной игры. «Не каждый день с гроссмейстером поиграешь в шахматы, — говорит собеседник Тайги.инфо. — А так у человека событие на всю жизнь запомнится».
По одну сторону спортивной площадки стоит судья. В ее руках теннисная ракетка: одна сторона обклеена красным скотчем, вторая — синим. По другую сторону — мужчина в инвалидной коляске. Сейчас его партия игры в бочче. Между ними — белый шар, главный объект игры. Именно к нему как можно ближе нужно добросить шары — тогда получишь максимальные очки и выиграешь. Мужчина играет красными, они катятся прямо к белому шару. Глаза спортсмена внимательно следят за траекторией шариков. Остается последний из шести бросков. Светловолосая девушка-волонтер подает ему последний шар. Как же кинуть? Он наклоняется влево, замахивается рукой назад и бросает.
«Пять очков! — кричит судья, а потом командует второму игроку. — Синий!»
«Некоторые с рождения находятся в таких казенных учреждениях»
Из Тогучинского психоневрологического интерната на соревнования приехала целая команда по мини-футболу, эти же ребята участвуют и в поднятии штанги.
«Наш директор тоже спортсмен, занимается силовым спортом. Но помимо этого, у нас можно играть в настольный теннис, баскетбол, можно ходить в тренажерный зал. В нашем отделении 105 человек, и из них ходят 30 уж точно, — говорит их тренер. — Мы часто выезжаем на соревнования, как минимум, раз в месяц. Меня радует, что им есть куда стремиться, это для них трудотерапия, в первую очередь, во-вторых, это всегда общение и взаимодействие. Главное, что у них есть возможность показать себя, с людьми пообщаться, это тоже важно. И для них выехать, посмотреть и пообщаться дорогого стоит».
На гребном тренажере — высокий и коренастый мужчина с бородой и сединой на висках. Накачанные. татуированные руки тянут на себя весла. На белой футболке большая эмблема «Северный десант». «Мы из Коченево приехали, — говорит его коллега Любовь Конных, председатель общества инвалидов района. — Михаил — это руководитель спортивного клуба, у нас такое название в честь экспедиции „Северный десант“, если бы не они, клуб не открыли бы».
«Люба, помоги мне» — просит Михаил. Он берет из ее рук трость и, опираясь, поднимается.
«Вообще, администрация нам выделила помещение в бывшем детском саду. Мы сделали ремонт, маты постелили и поставили тренажеры, — объясняет Михаил. — Ко мне приходят тридцать пять детей, они все разные: у кого-то ДЦП, кто-то глухой, а кто-то незрячий. Еще есть мальчик, у которого нет ноги. Все разные, но каждый находит себе занятие: дартс, теннис, штанга, велодорожки. Вот Любовь, инвалид второй группы: и штангу жмет, и бегает. Не скажу, что нам такая сильная помощь перепадает, но вроде стараются не обделять вниманием. Но сейчас жизнь такая — сами стараемся выкарабкиваться. Я, конечно, установил ящик для благотворительности, чтобы чем смог, тем и помог».
«Считается, что инвалида надо спрятать, предрассудки очень тяжело преодолеваются»
Михаил считает, что такие соревнования — стимул для спортсменов, а для тренера — возможность найти перспективных воспитанников. Но мало «загореться» — нужно, что работа продолжалась дома.
«Не везде до сих пор созданы условия. Но даже с небольшим бюджетом на местах можно создать минимум для занятий: я пойму, если нет возможности, например, бассейн сделать. Но гребной тренажер можно поставить. Набор для бочче они могут приобрести. Штангу могут купить. Могут найти человека, чтобы он смог обучить ребят. — уверен тренер. — Но традиционно считается, что инвалид — это человек, которого надо спрятать, больной, которого надо лечить. Какой спорт? Предрассудки очень тяжело преодолеваются. Во многом это зависит больше от здоровых людей, чем от инвалидов».
Подготовила Анастасия Фадеева