Кинокритик Антон Долин: «Настоящее искусство всегда массово, или оно не настоящее»

© предоставлено «Победой». Антон Долин
Кинокритик Антон Долин: «Настоящее искусство всегда массово, или оно не настоящее»
22 Дек 2017, 08:35

Может ли авторское кино стать массовым, зачем возвращать зрителя к просмотру в зале и почему главная идея — всегда идея о сложном человеке? Кинокритик Антон Долин выступил для зрителей новосибирской „Победы“ на образовательном лектории „Кино+“.

Кинотеатр «Победа» показал отреставрированное «Зеркало» Андрея Тарковского — его и еще два фильма представил в проекте передвижной синематеки кинокритик и главред журнала «Искусство кино» Антон Долин.

«Этим проектом мы положили хорошее начало, надеюсь, он будет происходить и дальше, — поприветствовал зал Долин. — Последний раз я был в Новосибирске девять лет назад на фестивале французского кино. Тогда „Победа“ только открылась после реконструкции. Сейчас мы работаем над тем, чтобы здесь регулярно продавались свежие номера „Искусства кино“, я вижу, что людям нужна эта рефлексия, журнал расхватывают. Последний номер, например, весь про русские фильмы».

По мнению критика, этот год для русского проката оказался более плодотворным, чем прошлый, официально объявленный «Годом кино».

Своим фаворитом Долин назвал «Нелюбовь» Звягинцева, отметив, что это важный урок для преодоления барьера между элитарными и массовыми фильмами.

«Мы высокомерно считаем, что авторское кино соберет всегда меньше, чем блокбастер. Да, блокбастер собирает много денег, когда только выходит, но потом нужно снимать следующий, чтоб зрители смотрели его. Различия между интеллектуальным, сложным, сделанным для меньшинства и чем-то массовым существуют только у нас в голове. Нет никакого высокого и низкого искусства. Массовость — не в пространстве, а во времени, — отметил журналист. — Настоящее искусство — массово всегда, или это не настоящее искусство. Коммерческий продукт — тоже искусство на той короткой дистанции, которая ему отведена».

Важно понимать, что у каждого фильма свой потребитель, но не исключено, что на совсем разные вещи, приходит один и тот же зритель.

«Главной идеей одного из моих учителей Даниила Дондурея была идея о том, что человек всегда сложен, и искусство занимается этой сложностью, пропагандирует и анализирует ее. Наша задача — позволять ему оставаться сложным», — заявил Долин.

Также на лекции речь шла и о господдержке кинематографа и новых реформах. Фонд кино поддерживает фильмы, которые принципиально считаются прибыльными. Поэтому арт-кино становится беднее, а мейнстримное богаче, уверен критик.

«В начале года минкульт предложил платить за прокатное удостоверение 5 млн рублей, и это, по сути, имущественный ценз. Если ты выпускаешь „Пиратов карибского моря“ — делись с государством, если ты делаешь швейцарский фильм „Квадрат“, то ты его просто не выпускаешь, потому что никогда не заработаешь столько денег и лучше не рисковать, — пояснил Долин. — Только отошли от этой реформы, как на днях Мединский предложил модель, по которой с каждого фильма будут собирать по 3% прибыли. По идее, жизнеспособная ситуация, но для больших фильмов — это, конечно, колоссальные поборы».

Но, несмотря на это, положительная динамика в отношении малобюджетных фильмов есть, отмечает Долин.

«Они, порой, вызывают больший интерес у зрителей, чем огромные блокбастеры за колоссальные деньги. Важно, что индустрия перестает диктовать авторам, что делать. Начинает ломаться пресловутая вертикаль власти, меняется расстановка сил: когда слабые имеют возможность выйти на авансцену, — объяснил критик. — Именно это случилось на „Оскаре“ в прошлом году, когда „Лунный свет“ был неожиданно признан лучшим фильмом. Случай победы абсолютного маргинала над совершенно не маргинальным „Лалалэндом“».

Главред «Искусства кино» призвал собравшихся не ждать, пока фильм появится на торренте, а обязательно ходить на русские фильмы за деньги, поддерживать отечественный кинематограф: «Чем больше вы на них будете ходить, тем меньше коварных планов будет вынашивать минкульт по тому, как запретить „Пиратов карибского моря“ и заставить всех смотреть русское кино».

Зрители также задавали вопросы и о будущем кинематографа. В ответ Долин объяснил, что вопрос о том, что будет завтра с кино — это вопрос про завтрашнее общество и политическую повестку. Ведь «американской мечты» не было бы без «Великой американской депрессии», а для рождения советского авангарда нужна была революция, считает он. Изменения — естественный процесс.

«Смогут ли сериалы убить кино? Никто никого не убьет — все сосуществует. Востребованность лишь поменяла характер. Например, сериал „Фарго“: ностальгическое возвращение спустя 20 лет. Значит, на этом витке он необходим. Представьте, ваша любимая жевательная резинка снова входит в моду — вот, что происходит», — заключил Долин.

Ирина Беляева





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года