Ретроспективу кинорежиссера Ханеке покажут в Новосибирске
Новая драма австрийского классика Михаэля Ханеке «Хэппи-энд» выйдет в прокат 25 января. Накануне новосибирский кинотеатр «Победа» покажет короткую ретроспективу его фильмов: скандальную «Пианистку» и обласканную фестивалями «Любовь».
«Хэппи-энд», как и любой новый фильм Ханеке, стал предметом внимания киноманов всего мира. На каннской премьере зал раскололся на восхищенных и возмущенных, а номинация на «Золотую пальмовую ветвь» так и осталась номинацией.
Фильм рассказывает о процветающем буржуазном семействе, забывшем о подлинности чувств. Отец Жорж Лоран (Жан-Луи Трентиньян) собирается свести счеты с жизнью. Его дочь (Изабель Юппер) управляет большой компанией и хочет выйти замуж за британского юриста (Тоби Джонс), в то время как сын (Маттьё Кассовиц) лавирует между второй женой и дочерью-подростком от первого брака, и так далее. Но чтобы добраться до семейной саги, служащей, по европейской традиции, зеркалом современного общества, зрителю придется прорваться сквозь поток сетевого контента: роликов из Snapchat, записей камер слежения, интимных переписок в Facebook.
«За последние двадцать лет мир сильно изменился, вошел на незнакомую территорию, — объясняет сам режиссер. — Начиная со своего первого фильма, я пытаюсь описать этот мир, но „Хэппи-энд“ не кино о социальных медиа. По крайней мере, оно не задумывалось таким».
Критики считают фильм, его ритм и особенно развязку нетипичными для режиссера, некоторые и вовсе называют его черной комедией.
138244
«Ханеке любит актуальность, его фильмы подпитываются ей не только содержательно, но и технически. Он знает, что эпохи сменяют друг друга, но по сути все остается прежнем. Мир идет ко дну, агония будет долгой, спасения не предвидится, и придется стать свидетелем конца света, — пишет о фильме критик Антон Долин. — Остается одно: замереть и притвориться, что ты не пристрастный автор, а камера наблюдения, в объектив которой — как это происходит в фильме — попадает чудовищная катастрофа. Смотреть и тихо надеяться, что конец будет если не счастливым, то хотя бы безболезненным.
Перед премьерой «Победа» совместно с кинокомпанией Russian World Vision подготовила для зрителей короткую ретроспективу. Провокационная «Пианистка» (18 и 20 января), снятая по роману нобелевского лауреата Эльфриды Элинек, принесла Ханеке мировую славу и гран-при каннского жюри. Главная героиня фильма, профессор Венской консерватории, полна прекрасной музыки и шокирующих перверсий, а ее связь с одним из учеников показана одновременно отстраненно и предельно откровенно (роль стала знаковой для Изабель Юппер).
Продолжит экскурс в мир Ханеке фильм другого периода и иной тональности. Камерную драму «Любовь» (19 и 21 января) принято считать самым гуманистическим фильмом режиссера. История любви пожилой интеллигентной пары (Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян) на фоне физического угасания рисует неизбежность смерти и непреклонность нежности перед ее лицом.
«Я выбрал тему, которая будет близка каждому. Кому не доводилось сталкиваться со страданиями и смертью близких, родственника или друга? Вы наблюдаете за тем, как он мучается, и чувствуете собственное бессилие. С этой мысли для меня началась работа над фильмом», — говорил об этой работе режиссер. Картина взяла «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскара», не считая целого вороха другого фестивального золота.
Подробности и билеты — на сайте «Победы».