Нами недовольны: как Александр Карлин придумал новый жанр отчета губернатора
Губернатор Алтайского края, выступая с отчетом о работе правительства в 2017 году, раздал небывалое число претензий. Досталось многим — от рядовых жителей до Конституционного суда. О новом уровне, на который вышел Александр Карлин — в материале Василия Морозова.
Плох тот политик, и тем более, руководитель территории, который не осознает свое место в истории. Для каждого правителя история вверенной ему земли делится на «до меня» и «при мне». О «после меня» задумываться не принято, да и незачем. О своем месте в истории размышляет каждый, только вот произносят это не все. Все предыдущие годы губернатор Алтайского края Александр Карлин сравнивал «свое» время максимально с предшествующей пятилеткой, точнее, с собственно 2005 годом.
В последнем отчете же отсчет развития начался уже с 1993 года. Постсоветский период, говорил губернатор, был временем упадка экономики — притом упадка более высокими темпами, чем среднероссийские. В «нулевые» Алтайский край рос вместе с Россией, но был «отстающим от строя солдатом». И только в 2005 году край начал расти быстрее страны.
Александр Карлин этого прямо не произнес, но выделил себя среди всех предыдущих губернаторов края. К слову, возглавлявший регион в 1994—1996 годах Лев Коршунов сидел в зале. Подобных «шпилек» Карлин раздал, пожалуй, рекордное количество. Редкий раздел его отчета не увенчался очевидным или скрытым выпадом.
Число тех, кому досталось от губернатора Алтайского края в день отчета, было велико до чрезвычайности. Рассказывая про развитие промышленных кластеров, Карлин не преминул напомнить о критиках: «любителей позлословить у нас больше, чем любителей поработать. Говорят, это закономерность, потому что руки у человека две, а зубов — 32». Был и другой выпад в тот же адрес: «Можно производить в большом количестве политические мантры, а можно на своем месте просто выполнять дело, большое и малое».
упомянул тех, кто опять решил взять кредит, пригрозив: «Заберем субсидии!»
Отчитываясь о рекордных траншах бюджетам муниципалитетов, позволившим погасить долги по кредитам, губернатор не просто предостерег глав от новых займов, но и со сцены упомянул тех, кто опять решил взять кредит, пригрозив: «Заберем субсидии!» Руководителей муниципалитетов Карлин вообще припоминал часто.
Отчитаны были и агробизнесмены, пострадавшие от резко упавших цен на зерно. Власти, мол, проводят конференции, где озвучиваются прогнозы цен, но на них «многие приезжают даже без блокнотов, не везут с собой специалистов, и как приехал пустой, так пустой и уезжает, потом сеет то, что бог пошлет, а осенью мы начинаем слышать истошные вопли».
Жители региона, сказал в отчете Александр Карлин, живут не по-шукшински. Герои Василия Макарыча, говорит губернатор, мусор на дорогу не вываливали (хотя тут надо бы проверить: все-таки, чудики у Шукшина были разные). С призывами аграриям просчитывать бизнес наперед и жителям к чистоплотности трудно поспорить, но ведь это отчет, а не вызов «на ковер».
Депутату Госдумы Ивану Лоору досталось за недостаточную активность в лоббировании поддержки сельского хозяйства. Алтайскому госуниверситету — за чрезмерную любовь к рейтингам, один из которых Карлин назвал «полуфейковым». Да что там, губернатор Алтайского края упрекнул
даже Конституционный суд — в том, что он не учел практики Верховного суда по включению «северного коэффициента» в МРОТ, а «преподнес сюрприз», заставив начислять его сверх «минималки».
Герои Василия Шукшина, говорит губернатор, мусор на дорогу не вываливали
Уже потом, во время общения с депутатами, Карлин «выдал» и главе Хакасии Виктору Зимину, который имеет и промышленность, и большую ГЭС, но все равно оказался под прямым финансовым управлением Москвы.
Нельзя сказать, что назидательность губернатора стала открытием этого года. Он никогда не стеснялся отчитывать жителей деревни за нескошенную траву, директоров школ за цвет стен и недостаточное количество Шукшина в библиотеках, журналистов за недостаточно широкий взгляд на происходящее в регионе, а оппозиционных политиков — за оппозиционность. Но в этот раз Александр Карлин определенно вышел на новый уровень. Правда, что это за уровень, и к чему этот выход приведет, пока сказать сложно.
Не стоит, конечно, умалять заслуг Александра Карлина в большей части того, о чем он отчитывался. Он действительно, можно сказать, «придумал» туризм в Алтайском крае и как форму досуга, и как экономическую деятельность самых разных уровней и масштабов. Карлин плотно ассоциируется с постоянным ростом траншей из федерального бюджета — по этому показателю регион стал своего рода «кавказом» за Уральским хребтом. Других заслуг тоже немало.
Понятно, что есть те, кто критикует. Без них никуда. Но депутатов от ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», которые обозначили проблемные моменты, Александр Карлин отчитал. Так и сказал: «Все ваши тексты преследовали только одну цель: выбить меня и моих коллег из рабочего настроя», и пригрозил, что не будет отправлять своих министров на «парламентские часы». Про журналистов, впрочем, высказался менее сдержанно: «поганый сайт», «вас даже нельзя сравнить с моськой, которая лает на слона». Но тут, конечно, мы заслужили. Все заслужили, как же иначе?
вас даже нельзя сравнить с моськой, которая лает на слона
Губернаторский корпус Сибири в 2017 году достаточно сильно обновился, и Карлин в нем — один из старожилов. Главу Кузбасса Тулеева поставим особняком как нетипичный случай всего: политики, риторики, отношений с обществом, экономики. И вот почему-то кажется, что после этого отчета Александр Карлин станет одним из пределов дозволенного. Точнее, себе позволенного.
Может ли руководитель крупной территории с большим количеством «подданных» позволять себе такую жесткость в ответах на критику? Конечно, может. Только традиционно правители (думаю, это определение подходит к губернаторам вполне) с такой горячностью защищают от «недругов» своих «подданных» в широком смысле — жителей вверенной территории, избирателей. Губернатор Алтайского края же защищал фактически себя, своих подчиненных чиновников, свою работу. «Недругами» — или просто несогласными, неправильно поступающими, другими — стали остальные, их число существенно выросло. Видимо, рост их числа стоит тоже сопоставлять с 2005 годом. Недоволен губернатор многими,следует из отчета.
Нами недовольны, в общем. Надо исправляться.
Василий Морозов, специально для Тайги.инфо