Рассерженные подростки вышли на «Забастовку избирателей» в Петербурге
Более 2 тыс. человек приняли участие в «Забастовке избирателей» в Санкт-Петербурге по призыву оппозиционера Алексея Навального, которого не допустили до выборов президента России из-за судимости. Многие из них, по наблюдениям Тайги.инфо, родились после 2000 года и не застали другого главы государства, кроме Владимира Путина.
В Санкт-Петербурге общероссийская акция 28 января началась в 14:00 местного времени. Участники символично собрались на площади Пролетарской диктатуры (в здании Смольного, где сейчас расположена администрация города, в 1918 году было сформировано первое Советское правительство во главе с Владимиром Лениным). Места было не очень много. Пришедшие вынуждены были месить грязь в небольшом сквере в центре площади, а по краям затаились машины ГИБДД и ОМОНа, угрожающе рычали поливальные и снегоуборочные машины.
Среди собравшихся встречались пожилые демократы «первой волны»; пенсионеры, недовольные размером пособий; мужчины и женщины средних лет. Но больше всего было студентов, школьников старшего и среднего возраста. Подростки 12–14 лет приходили группами и парами, держа в руках заготовленные красно-белые стикеры «Забастовка». Они кучковались в центре площади, некоторые вынуждены были стоять на газоне или взбираться на чахлые немногочисленные деревья, чтобы разглядеть происходящее.
Организаторы пытались устроить митинг, но спичи из мегафонов на границах площади были почти не слышны. Коллективное бессознательное акции подхватывало лишь лозунги: «Выборы без выборов — обман», «Нет выборов без выборов», «Забастовка!», «Банду Путина под суд!», «Мы здесь власть!». Сбор нарочно устроили у резиденции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, под которым уже с год шатается кресло, но чиновника так и не увидели. Вместо него подростков встретили «космонавты» из ОМОНа, сотрудники центра «Э» в штатском и вертолет, нарезавший круги над площадью Пролетарской диктатуры. По выходным эта часть города пустынна, и юные сторонники Навального внезапно наполнили ее жизнью.
Поначалу сотрудники полиции выглядели растерянными и оставались пассивными перед лицом «Крестового похода детей», ограничиваясь предупреждениями о незаконности акции, которая не была согласована властями. Но дальше они, кажется, знали, что делать. Собравшиеся вздрогнули и направились к Тверской (не путать с Москвой), скучковавшись и нагнетая градус лозунгов. Они затронули «власть чекистов» и (гетеросексуальную) ориентацию главы государства, но не были едины в определениях.
Поливальные машины и «воронки» заблокировали колонне выход с Тверской, «космонавты» в шлемах двинулись на детскую толпу, но наткнулись на азарт и презрение. Жители окрестных домов высыпали на балконы, из окон соседнего общежития улюлюкали студенты. Митинг на площади у Смольного продолжался 20 минут, еще с полчаса стояли на заблокированной Тверской, с которой не могли выйти даже случайные прохожие, недовольные акцией «навальнят». Задержания (за нахождение на проезжей части) начались, но быстро прекратились. Участники акции разошлись колоннами по окрестным улицам и еще 1,5–2 часа шествовали с лозунгами под осторожным присмотром полиции и местных бабушек.
Самое мощное ощущение — поколенческий и стилистический разрыв. В отличие от 30-40-50-летних россиян, которые или сожалеют о поддержке Путина в предыдущие годы, или спорят с ним, или сетуют на окружение, рожденные в нулевых не рефлексируют. Они не понимают и не признают эту власть, но не в силу политических убеждений, которые у них не сформировались. И не поддерживают (на самом-то деле) Алексея Навального, они бунтуют против сложившегося помимо их воли миропорядка, которые кажется им несправедливым, коррумпированным и чуждым. Не очень хорошо знают историю, но высчитывают по «Википедии», кто дольше всех может продержаться у власти после Сталина и Брежнева. И это долгожительство, ну, не круто.
Европейское бюро Тайги.инфо