Новосибирские депутаты Госдумы об удалении данных из интернета: «Первая ласточка закручивания гаек»
Государственная дума РФ в первом чтении одобрила закон, позволяющих удалять из сети интернет сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций. Тайга.инфо узнала мнения новосибирских депутатов Госдумы от разных фракций по этому вопросу. Оценки расходятся, «Единая Россия» призывает не «демонизировать» закон, а КПРФ считает его «первой ласточкой в закручивании гаек» и введения цензуры в интернете.
Вера Ганзя, КПРФ
Я за этот закон не голосовала, хотя, по логике вещей, мне первой нужно было поддержать этот законопроект, поскольку на меня, как на члена оппозиционной партии, выливается огромное количество негатива. Причем негатив этот, по большей части, придуманный. Я не голосовала, потому что этот закон можно «притянуть» к определенного рода действиям правящей верхушки, если это будет касаться их счетов в банках или их бизнес-интересов, к примеру. И если эта информация в сети будет расценена как удар по деловой репутации этого человека или организации, то эти данные удалят. Поддержала закон только «Единая Россия». Если информация эта публикуется и она не соответствует действительности, тогда через решение суда можно потребовать удалить эти данные. Сейчас Роскомнадзор после решения суда в течение 24 часов сможет удалять информацию. Этот законопроект можно считать «закручиванием гаек» и введением цензуры в интернете. Это первая ласточка. Следующим шагом, на мой взгляд, будет запрет анонимайзеров и программ, позволяющих обходить блокировку. Думаю, что будет персонифицированное участие в соцсетях каждого человека. Предвосхищая обязательный вопрос, да, Телеграм закроют однозначно. Ужесточение будет серьезное, но это произойдет только после того, как пройдет официальное «закрепление» победы нынешней власти на прошедших выборах.
Максим Кудрявцев, «Единая Россия»
Во-первых, надо уточнить, что ответственным по этому законопроекту является комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции, а комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи — соисполнитель.
Что касается сути принятых в первом чтении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», то категорически не стоит их «демонизировать». Эти поправки не носят никаких запретительных или ограничительных мер, а касаются ситуации, когда опубликованные в Интернете сведения или информация порочит честь и достоинство или деловую репутацию гражданина, и этот факт признан решением суда.
Сейчас, согласно статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе через суд требовать удаления и опровержения размещенной в интернете такого рода информации. Но специфика интернета такова, что исполнение судебного решения требует некоторых специальных механизмов. Без них мы имеет ту самую ситуацию, когда «ложечки нашлись, а осадочек остался»: порочащая информация опровергнута, но «первоисточник» или откровенный фейк все еще «гуляет» по сети и индексируется поисковыми системами
Принятые поправки обеспечивают решение этой проблемы — они касаются особенностей исполнения решения суда требования об удалении порочащих сведений.
Еще раз подчеркну, что демонизировать принятые Госдумой в первом чтении поправки, расценивать их как некое «наступление» на интернет — ошибка и заблуждение. Поправки как раз призваны защитить права граждан, оградить их лжи, клеветы и фейковых «вбросов».
Пресс-служба ЛДПР за время подготовки материала не предоставила комментарий депутата Дмитрия Савельева.