Грузинское детство Резо Габриадзе покажут на большом экране в Новосибирске
Фильм «Знаешь, мама, где я был?» — анимированный рассказ сценариста, кукольника и художника Резо Габриадзе о своем детстве в Грузии — представили в новосибирской «Победе» 26 апреля. Режиссером стал сын Резо, Лео Габриадзе, до этого снявший американский веб-хоррор «Убрать из друзей», продюсером — Тимур Бекмамбетов.
Анимационный фильм «Знаешь, мама, где я был?», сделанный по рассказам Резо Габриадзе, вышел в прокат 26 апреля, новосибирцы смогут увидеть его на экране кинотеатра «Победа».
Картина возвращает зрителям то время, когда все плохое вот-вот закончится, а хорошее останется навсегда. Сценарист «Кин-дза-дзы» и «Мимино» вспоминает послевоенное детство, воплотившееся в анимационной технике перекладка, когда за опоздание в школе его грозился сослать в Сибирь Ленин с портрета в коридоре, когда никто в Кутаиси не могу привыкнуть к миру и постоянно норовил пнуть или толкнуть «маменькиного сынка» Резо (даже человек, несущий в похоронной процессии гроб).
Он рассказывает о летних каникулах у бабушки и дедушки, о пленных немцах, которые даже в неволе обустраивали свой быт удобнее и уютнее, чем советские граждане по-соседству, о жестяной банке из-под халвы, куда собирал окурки для дедушкиной трубки, о «самокатке», которую сделал ему приставленный помогать бабушке военнопленный. В этой истории, которую можно пересматривать бессчетное количество раз и постоянно замечать что-то новое, реальные факты перемешиваются с фантазиями и снами десятилетнего мальчика. Сам фильм стал трогательным признанием в любви для Резо от самых близких ему людей.
— Эти рассказы я слушал все свое детство. Отец часто их иллюстрировал, делал зарисовки. В девяностые годы я начал изучать дизайн и компьютерную анимацию. Тогда и возникла идея анимировать, оживить отцовские рисунки. К 1994-м году я собрал рассказы отца и раскадровки к будущему фильму, но тогда не потянул его — очень большой объем для одного человека. Примерно шесть лет назад мы снова стали обсуждать эту идею, уже на студии «Базелевс». Тимуру Бекмамбетову замысел очень понравился. Закончили анимацию примерно полгода назад. Для меня эта история — возврат к корням. Приятно было работать с отцом над такой родной темой, обратиться к истории семьи. Мне будет важно показать фильм своим детям. Это поможет им понять свое происхождение. Для зрителя это — история взросления. Многие авторы, особенно в пожилом возрасте, обращаются к воспоминаниям детства и юности. То время обретает, когда мы оглядываемся назад, манящие, сказочные черты. Мы можем попытаться увидеть, что же такого произошло с тем маленьким мальчиком, что стало спусковым крючком, импульсом пойти в искусство. Резо говорит о любовном письме, которое он, написал за местного «авторитета» для его подруги — отправная точка для будущего писательства. Из таких маленьких случаев вырастает судьба.
Лео Габриадзе, журнал «Сеанс»
— Имя Резо, значит для меня как минимум то же, что для миллионов граждан русскоязычного мира, которые выросли на фильмах и историях, рассказанных Резо и пересказанных разными режиссерами. Но, кроме того, так уж получилось, что последние 20 лет я жил бок о бок с семьей Габриадзе, потому что Лео Габриадзе — мой партнер, мы вместе создавали компанию «Базелевс», а Резо был всегда нашей честью и совестью, участником наших безумных планов и разговоров. Резо никогда не брал на себя, ни в коем случае, функцию советчика. Тем более какого-то авторитетного человека, который принимает решения, но он всегда вдохновлял. У него вообще удивительная способность — вдохновлять других людей. И фильмами, и застольными разговорами. Начиналось все с желания, чтобы люди услышали истории Резо, потому что он очень интересный рассказчик. И мы начали записывать его рассказы. Потом стало понятно, что когда он рассказывает, он в то же время рисует иллюстрации к своим рассказам. При этом рисунки его не статичны, в них есть динамика, движение. То есть это уже кино. И мы решили, что нужно анимировать эти наивные картинки и использовать их как анимированные иллюстрации. А потом стало понятно, что его истории связаны с одной темой — с его детством, что везде присутствует один и тот же герой, и мы решили их соединить. Начали соединять – пошла сценарная работа. И, в конце концов, сложился фильм.
Тимур Бекмамбетов, «Кино-театр.ру»