Премьера «Золушки» в Новосибирске. Как питерцы зарабатывают на спектакле
Новосибирский театр оперы и балета, не выпускавший новых балетов в течение почти всего сезона, начинает цикл премьер новой версии «Золушки» на музыку Сергея Прокофьева. Балетмейстер Михаил Мессерер, в 2017 году поставивший этот балет на сцене Михайловского театра, переносит свое произведение на новосибирскую сцену, где еще недавно шла «Золушка» Кирилла Симонова — единственная постановка новосибирской балетной труппы, удостоенная престижной театральной премии «Золотая маска».
Новый спектакль является реконструкцией поставленного на музыку Сергея Прокофьева первого спектакля Ростислава Захарова, появившегося в Большом театре в 1945 году. Нынешняя постановка бьет все рекорды по размеру бюджета, но имеет ряд особенностей. Во-первых, судя по сайту госзакупок, новосибирский спектакль по меньшей мере на 15 млн рублей дороже прошлогодней постановки в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. А, во-вторых, более 90% выделенных на спектакль федеральных субсидий никогда не дойдут до Новосибирска, осев в фирмах-подрядчиках, зарегистрированных в городе на берегах Невы.
Мотивируя восстановление спектакля «Золушка» Большого театра 1945 года, руководитель балета и главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер в своих многочисленных интервью называл две важные даты. «В 2016 году отмечалось 125-летие Сергея Прокофьева, а в 2017-м — 110-летие Ростислава Захарова. Идея принадлежит Владимиру Кехману. Он счел, что этот балет Прокофьева должен быть в репертуаре нашего театра», — говорил балетмейстер.
По мнению Михаила Мессерера, хореография Захарова разнообразна и полна достоинств: «Танцы поставлены столь музыкально, кажется, что ничего лучше на эту музыку и сочинить-то невозможно». Прошлогодняя премьера в Михайловском театре была встречена публикой тепло. «Но моей заслуги в этом мало, лавры — Ростиславу Владимировичу. Он сделал спектакль, который смотрится современно спустя семь десятилетий», — говорил хореограф.
Михаил Мессерер, принадлежащий к легендарной балетной семье Мессереров-Плисецких, уже переносил на новосибирскую сцену несколько своих спектаклей из Михайловского театра. Только совсем недавно из репертуара НОВАТа ушла постановка балета «Пламя Парижа», но спектакль «Жизель, или Вилисы» по-прежнему пользуется популярностью в Новосибирске. Однако нынешний перенос спектакля из Михайловского театра будет рекордсменом по нескольким позициям.
Во-первых, в четырех первых спектаклях зафиксировано рекордное количество артистов, приглашенных из Михайловского театра. Серию премьер откроет пара из Анастасии Соболевой и Виктора Лебедева, а в третьем спектакле главные роли отданы Анжелине Воронцовой и Эрнесту Латыпову. И хотя бывший премьер Мариинки сейчас номинально числится солистом НОВАТа, основные свои спектакли он танцует в Михайловском театре. Только второй по счету премьерный показ представит полноценный дуэт «звезд» новосибирского балета из Ксении Захаровой и Николая Мальцева, а в четвертом Вере Сабанцевой компанию составит «звезда балета» Иван Васильев. Впрочем, любимец публики, имея героически-брутальную внешность, наверняка будет довольно специфично смотреться в роли сказочного принца.
Нынешняя постановка «Золушки» войдет в историю театра как самый высокобюджетный балетный спектакль. Судя по сайту госзакупок, общая сумма субсидий федерального бюджета в постановку уже вплотную подошла к отметке в 70 млн рублей, а, скорее всего, общие вложения в спектакль превзойдут ее. Только производственные затраты, связанные с созданием декораций и костюмов, превысили 62 млн рублей.
140094
При этом, исключив выплаты авторских отчислений и приобретение двух комплектов линолеума (аналогичный комплект с надписями «Камни» и «Бал» был приобретен Михайловским театром, у которого сцена гораздо меньшего размера, — прим. Тайги.инфо), выясняем, что новосибирская постановка «Золушки» оказывается на 15 млн дороже спектакля, который увидел свет в Санкт-Петербурге в сентябре прошлого года. Так, если затраты Михайловского театра на пошив костюмов, обуви и головных уборов к балету «Золушка», а также на изготовление и поставку жестких декораций, реквизита и электробутафории составили 39,8 млн рублей, то в новосибирском театре, судя по сайту госзакупок, они оцениваются в 55 млн рублей.
Одним из крупных контрагентов при производстве спектакля Михаила Мессерера стала питерский предприниматель Мария Великанова, которая победила в конкурсе на изготовление жестких декораций, реквизита и электробутафории. Только для новосибирского театра оперы и балета эти работы обошлись в 7,6 млн рублей, в то время как для ведущего городского музыкального театра Санкт-Петербурга они были оценены в 2,5 млн рублей.
Львиную долю заказов на изготовление сценических костюмов, париков, обуви и декораций к спектаклю получила ООО «Возрождение» из Санкт-Петербурга (учредители Геннадий Галицкий, на нем, например, также числится фирма ООО «Михайловский», Максим Галицкий и Любовь Подъячева). Известная фирма уже не первый раз работает с Новосибирским театром оперы и балета. Так, в 2016 году она занималась пошивом обуви и костюмов, а также производством нескольких декораций для спектакля «Дон Кихот». Но если тогда «Возрождение» получило за выполнение заказа чуть более 5 млн рублей, то теперь в общем производстве спектакля «Золушка» на питерскую фирму приходится почти 80% всех производственных затрат. За изготовление сценических костюмов, париков, обуви и декораций к спектаклю компания получила 44 млн рублей. В то же время аналогичные работы для Михайловского театра ООО «Возрождение» сделало за сумму гораздо меньшую — 37,2 млн рублей.
При этом не очень понятно, почему закупкой тканей и швейной фурнитуры для изготовления костюмов, которые шила питерская фирма, занималась новосибирский предприниматель Анфиса Закирова, выигравшая соответствующий тендер. Тем более, что известно, что Анфиса Закирова является постоянным контрагентом новосибирского театра, а его пошивочные цеха во время подготовки к спектаклю «Золушка» не простаивали. Остается без ответа главный вопрос: зачем вообще было проводить тендеры и конкурсы, если у НОВАТа есть свое проверенное годами производство?
Стоит отметить, что на долю новосибирских компаний, участвующих в подготовке новой «Золушки», приходится не более 6% заказов. Сюда можно только добавить ООО «Много металла», предоставившего для изготовления декорационного оформления спектакля металлопрокат на сумму 93,2 тысячи рублей, и ООО «Экоцевтик», выигравшее тендер на поставку гримматериалов для создания грима и выполнения парикмахерских работ.
Эдуард Парле