Новосибирску пора повернуться к реке лицом: Алексей Мазур о взаимоотношениях города и Оби
Аналитический отдел Тайги.инфо рассуждает о потенциале Оби в жизни Новосибирска и чиновничьей неразберихе, из-за которой Речного вокзала в городе нет, а речные перевозки вроде бы есть.
Когда-то Новосибирск возник на пересечении двух великих путей: речного, в виде Оби, и Транссибирской железнодорожной магистрали. До прихода в Сибирь железной дороги почти вся торговля и перемещение грузов шло именно по речным путям. По ним же ранее двигались казаки и первые русские колонисты, перетаскивавшие волоком свои челны из одного речного бассейна в другой.
Но сегодня значение реки и как транспортной артерии, и как инфраструктуры самого города во многом утрачено. Практически прекратились грузовые перевозки, существенно сократились пассажирские. Северный завоз сегодня идет из Томска, а новый речной порт в Мошковском районе существует только на бумагах.
139928
Новосибирск — чуть ли не единственный сибирский город, который «развернут спиной» к протекающей через него реке. Лишь недавно в городе появилась достойная набережная, но расположена она далеко от центра и только на одном берегу. Река сегодня воспринимается как препятствие, разделяющее город на две части.
Ближе к центру река «глядит» на задворки города: бывшие склады, промзону, которую уже начали хаотично застраивать. Даже в тех местах, где жилые кварталы подходят близко к берегу, река не имеет благоустройства, в лучшем случае — убогонький пляж (за редким исключением, вроде «Марселя» и «Европейского берега»). Тем не менее, река сохраняет огромный рекреационный потенциал — почти посреди полуторамиллионного мегаполиса сохраняется «дикая природа» (хоть и замусоренная), а на речных островах даже располагаются дачные общества.
река сохраняет огромный рекреационный потенциал — почти посреди полуторамиллионного мегаполиса сохраняется «дикая природа»
Очевидно, что у Новосибирска есть два способа выстраивания взаимоотношений с великой рекой. Один, который по инерции реализуется сейчас, — пустить всё на самотек, дать возможность хаотично и бессмысленно застроить прилегающие к Оби промзону и склады, забыть о реке, как о способе транспорта и оставить ее острова в диком состоянии.
Другой способ, который кажется более подходящим третьему городу России, — осознать важность реки, как транспортной артерии, как природной достопримечательности и развернуть город лицом к ней. Но для этого необходимо взаимодействие трех уровней власти, для этого нужна стратегия развития реки, ее берегов и речного транспорта. И для этого нужно придерживаться выбранной стратегии. Как мы понимаем, со всем этим в Новосибирске обстоит не очень хорошо.
Например, простой вопрос: а к какому уровню власти относятся речные пассажирские перевозки по реке? Вроде бы они де-факто проходят по территории города, значит, это муниципальный уровень. Но как только выходят за границы — уже областной. Вопрос благоустройства фарватера Оби относится к федеральному уровню. А участки под пристани и под Речной вокзал — это земля города.
Даже в режиме самотека жизнь на реке продолжается. Примером тому является компания «Речфлот», которая увеличивает перевозки пассажиров на речных судах. Большую популярностью пользуются такие предложения компании, как экскурсии с Музеем Новосибирска («Шесть мостов»), детская программа с Новосибирским областным театром кукол («Путешествие по волнам»), пассажирская линия до Аквапарка, туристические маршруты на Обское водохранилище.
Но дальнейшее развитие водных перевозок упирается в отсутствие береговой инфраструктуры Оби в Новосибирске и его ближайших окрестностях, рассказали представители «Речфлота» Тайге.инфо. Нет достаточного числа причалов, нет их увязки с транспортными узлами и местами отдыха. Там где есть, например, у Аквапарка, там есть и стабильный пассажиропоток.
И пока нет единой продуманной политики по отношению к реке и речным перевозкам, такая инфраструктура появиться не может.
Один из примеров межведомственной неразберихи — проблема Речного вокзала в Новосибирске. У нас в городе есть место, которые все называют «Речной вокзал», есть такая станция метро. А Речного вокзала — нет. Его бывшее здание превращено в офисный центр.
«Речфлот» предложил построить новое здание Речного вокзала на площадке рядом с причалом на основе частно-муниципального партнерства. От города — участок, от «Речфлота» — инвестиции.
Однако городские чиновники не проявили энтузиазма. Есть несколько отписок от департаментов архитектуры и строительства и земельных и имущественных отношений. То это земля передана МУП «Заельцовский парк», то отведена под Михайловскую набережную, то Речной вокзал не предусмотрен проектом планировки.
То есть планировали-планировали территорию Речного вокзала, но про сам вокзал забыли. Хотя всем очевидно: другого места для него не может быть, ведь только здесь к реке выходит метро.
Решение проблем Оби необходимо с чего-то начинать. Было бы логично, если бы координирующую роль в этом вопросе взяло бы на себя правительство Новосибирской области, которое может согласовать интересы разных структур и ведомств. У муниципалитета сегодня нет ни ресурсов, ни политической возможности для решения крупных инфраструктурных задач.
В правительстве Новосибирской области сегодня идет обсуждение планов агломерации, включая комплексную транспортную схему. Компания «Речфлот» направила свои предложения по включению в КТС агломерации ряда остановочных пунктов для речных судов от Краснообска на юге до Заельцовского парка на севере — чтобы там были не только причалы, но и коммуникации к ним. И, конечно же, знаковой проблемой остается здание (вернее, его отсутствие) Речного вокзала в Новосибирске.
Пока чиновники всех уровней при решении задачи транспортной доступности исключают целый вид транспорта — водного — вопросы связанные с развитием береговой инфраструктуры, решаться не будут.
Алексей Мазур