Карго-культ или мысли о призрачной пользе мундиалей и чемпионатов
Да что же такое, да почему же нас счастье-то все время стороной обходит, и без Олимпиады мы, и без мундиаля, и даже Универсиада в Красноярск уехала, да дайте нам хоть молодежный, но чемпионат мира по хоккею! Но зачем?
Главный аналитик Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о различиях подхода к спорту в России и США, а также истинных причинах «борьбы» городов за проведение крупных спортивных соревнований и постройку спортивных сооружений. Причина проста – хоть какие-то федеральные деньги, которым можно найти лучшее применение.
Жрецы карго-культа кричат со всех телевизионных экранов, что у нас успех, что мы всех поразили! С одной стороны прекрасный мундиаль, а с другой — сбор денег на лечение ребенку.
Карго-культ — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путем получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.
Подтолкнула меня к этой колонке статья ЦДЖ «На хоккейный чемпионат ждем туристов и инвестиций». Авторы статьи надеются, что подготовка к молодежному чемпионату по хоккею даст импульс развитию Новосибирска, привлечет инвесторов и даст городу новую инфраструктуру. В качестве примера приводятся те города, в которых проводились матчи мундиаля: они получили новые дороги, терминалы в аэропортах, ну и стадионы, само собой.
И мы воспринимаем все это серьезно, обсуждаем перспективы и думаем о развитии экономики, хотя прекрасно понимаем, что несколько десятков спортсменов, катающих шайбу или пинающих мяч — это не экономика. И бизнесмены, желающие построить за бюджетный счет инфраструктуру втридорога, — это не инвесторы. Мы понимаем это где-то в глубине сознания, а на поверхности радуемся: о, Олимпиада! О, Чемпионат мира по футболу! Как у нас все классно, на каком превосходном мировом уровне! И мы в Новосибирске такие: да что же такое, да почему же нас счастье-то все время стороной обходит, и без Олимпиады мы, и без мундиаля, и даже Универсиада в Красноярск уехала, да дайте нам хоть молодежный, но чемпионат мира по хоккею!
Зачем, зачем, зачем?
Один ответ на этот вопрос мы точно знаем: под это дело федеральный центр даст денег, и мы под шумок к этому стадиону еще станцию метро пристроим и, может быть, развязку. А может и не даст. А почему федеральный центр на действительно полезное денег не дает, а только вот на это всё — не нашего ума дело. Нашего ума дело — правильно приспособиться.
А действительно: почему?
В годы Второй мировой войны жители индонезийских островов, жившие практически первобытной жизнью, вдруг оказались в центре столкновения двух великих держав, выяснявших отношения в воздухе, на море, а иногда и на суше. Изумленные дикари увидели летающие в небе машины, которые доставляли на их острова людей, вооружение, припасы и лекарства. Иногда дикарям тоже перепадало.
Стал понятен секрет величия и могущества. Былые духи и боги оказались посрамлены: они и силами природы не очень-то управляли, а чтобы доставлять материальные блага — да никогда такого не было. Другое дело самолет. Нужно сделать самолет — и он все тебе привезет. И папуасы начали сооружать из подручных материалов самолеты. Крылья, фюзеляж — все было при них. Правда, из дерева и соломы. Но почему-то не летало.
Вот и мы. У них НХЛ, у нас КХЛ. У них, правда, хоккей — это реальная экономика: за каждым клубом сотни тысяч фанатов, матчи проходят с полными трибунами и дорогими билетами. У нас доля людей, следящими за матчами местных команд, в десять раз меньше, чем у них. Что в хоккее, что в футболе. Ну и платежеспособность зрителя так себе.
Но должно быть «как у людей». Как у них. Современный стадион. А гонорары хоккеистам и футболистам заплатят госкорпорации. Ну или бюджет, что практически одно и то же.
Карго-культ, в чистом виде. Смотрите, какие у нас крылья! С позолотой, с кокошниками. У нас фан-зоны для болельщиков и пешеходная Никольская. У нас велосипеды в Москве в прокате, и вежливые полицейские, да и вообще — кругом урбанизм, комфорт и дружелюбие.
Но в пределах МКАД.
Это поразительно. У нас ненормальная экономика и ненормальное государство, которые всеми силами стараются прикинуться нормальными. А так как своего понимания нормальности нет, то оно заимствуется извне. С Запада. Который для нас одновременно и антагонист, и образец для подражания.
У вас стадионы, фанаты и звезды футбола и хоккея? И у нас. У вас блокбастеры за много миллионов, которые потом «отбиваются» продажами? И у нас (правда, отбиваются они бюджетом). Но ничего, Никита Михалков объяснит, почему это нужно и правильно. У них банки и страховая медицина? И у нас банки (но работают как черная дыра) и зачем-то страховая медицина, от которой нет проку. У них концессии? И у нас, но в виде кредита.
У вас парламент, многопартийность и независимые суды? И у нас, хотя непонятно, зачем содержать сотни депутатов, чья единственная функция — вовремя и по команде нажать кнопку. И почему функцию суда сразу не отдать прокуратуре, если оправдательных приговоров всего 0,3%?
У вас комфортная городская среда и удобный общественный транспорт? И мы такой сделаем, но только в Москве.
При этом уровень жизни в Москве не в разы, а в десятки раз выше, чем в поселке Северный Новосибирской области. Но это не проблема для карго-культа. Для карго-культа малых городов и деревень вообще не существует, за исключением нескольких потемкинских деревень.
С одной стороны, конечно, стадионы, ледовые дворцы, развязки и дороги, да и благоустройство в Москве нужны, они частично останутся и послужат в будущем (хотя частично разрушатся и придут в негодность, поскольку не нужны в том месте и в том количестве, где их построили). А с другой — ну столько есть мест, куда можно вложить деньги с большой пользой. Хотя бы те же ржавые коммуникации в ЖКХ поменять — однозначно будет положительный экономический эффект.
Но проблема российской экономики и российского государства состоит в том, что нарушены институты выражения интересов субъектов экономической и политической жизни. Сначала были задавлены все сигналы снизу, а потом власть старается сделать страну нормальной, исходя из своего представления о норме. А это представление берется из поверхностного знакомства с достижениями Запада. Почему-то мы не пытаемся сделать завод по производству двигателей как у БМВ (потому что сложно и не получится). Почему-то организовать систему выявления и профилактики заболеваний мы не можем, как и обеспечивать нуждающихся лекарствами бесперебойно.
А вот стадион в центре города, как признак экономического процветания при нищете, начинающейся в радиусе 50 км от этого признака, — это по-нашему. С одной стороны прекрасный мундиаль, а с другой — сбор денег на лечение ребенку, родителям которого не хватает на билет до ближайшей приличной больницы.
Но вот же, кричат жрецы карго-культа со всех телевизионных экранов, у нас успех, мы всех поразили, высочайший уровень!
И вы знаете, надо радоваться, что они хотят «как у всех». Не дай бог скажут – да нет, у нас особый путь, духовность, скрепы, нафиг ваши самолеты из соломы, все равно не летают. Давайте, как наши предки, начнем снова есть соплеменников.
Алексей Мазур