Суд подтвердил вывод средств кредиторов основателя «СЛК Моторс»
Суд признал незаконными сразу несколько денежных сделок основателя некогда крупнейшего автодилера Сибири «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой. Ей запрещен выезд заграницу. Тайга.инфо узнала подробности банкротства «железной леди» Новосибирска.
Преднамеренная несостоятельность
Жданова в марте 2017 года признана банкротом. Как следует из материалов суда, заявленные требования кредиторов превысили 2,5 млрд рублей.
На счету самой известной новосибирской бизнесвумен, по официальны данным, оказалось лишь 4,69 млн рублей. У нее также были доли в четырех ООО, которые показывали убытки или ничего, и жилой дом площадью на 319 кв. м. в селе Марусино Новосибирского района по адресу Школьный переулок, 5, а также два участка на 13 соток.
«При анализе сделок за 2013−2016 годы финансовым управляющим установлено, что Жданова переводила на счета различных лиц, в том числе заинтересованных по отношению к должнику, а также на собственные счета в зарубежных банках денежные средства не менее 201,4 млн рублей, — говорится в решении суда. — <…> На основании проведенного анализа сделан вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства Ждановой».
119052
Сейчас суд продолжает рассматривать подозрительные сделки и переводы Натальи Ждановой. В августе арбитраж признал недействительным перевод 7,1 млн рублей в адрес Галины Саражиной и постановил вернуть деньги в конкурсную массу. Еще 16 млн рублей «нашлись» после оспаривании сделок по продаже ее недвижимости в пользу новосибирского ЗАО «Бьен-Фон». Эта компания, основанная самой Ждановой, принадлежит, по данным «Контур-Фокус», Елене Гурьяновой и Виталию Жданову (отец мужа Натальи Ждановой), а ее гендиректор — сестра предпринимательницы Ирина Кузякова.
Во время процедуры банкротства выяснилось, что должница скрывала сведения о своих зарубежных счетах от суда и финансового управляющего. Деньги переводились в банки Франции, Объединенных Арабских Эмиратов и Монако. Более того, оказалось, что она избавилась от долей восьми компаний-должников группы «СЛК-Моторс» в пользу ООО «М-Девелопмент», которое зарегистрировано в ее собственном доме, говорится в отчете ее бывшего финансового управляющего Сергея Обухова (копия есть в редакции).
В некоторых сомнительных сделках участвовал и муж Натальи, бывший замначальника УГИБДД по Новосибирской области Денис Жданов. 12 мая 2016 года он продал квартиру площадью около 100 кв. м. на улице Кедровая, 65 все той же компании «Бьен-Фон». Иск о банкротстве Ждановой Аркадий Андреев — отец ее бывшего делового партнера Андрея Андреева — подал 25 мая того же года.
По словам одного из бывших партнеров Ждановой, все выведенное из компании имущество можно оценить в 800 млн рублей. Источник также предложил обратить внимание на продажу дилерского центра Porsche в пользу ООО «Премиум-Парк», поскольку первоначальную сделку по его покупке структурами Ждановой удалось обжаловать в суде, и теперь судьба салона под вопросом.
Гибель «СЛК-Моторс»
В сентябре 2012 года Наталья Жданова договорилась о выкупе акций группы компаний у своего партнера по бизнесу Андрея Андреева — в рассрочку. Но в апреле 2013 года Андреев умер при странных обстоятельствах в московской гостинице.
Наталья Жданова не спешила извещать родственников погибшего партнера о подробностях сделки. Только после того, как всплыли документы, начались суды между наследниками бизнесмена и женщиной.
С 2013 года от «СЛК-Моторс» стали уходить автомобильные бренды — Nissan, Hyundai, Audi. К 2015-му остались лишь Toyota, Lexus и Porsche. В феврале 2016 года дистрибьютор Toyota и Lexus в России расторг дилерский договор с группой компаний по Новосибирску и Барнаулу. Сообщалось о закрытии четырех полнофункциональных дилерских центров марок.
Уже тогда у дилерских центров имелась просрочка поставки автомобилей клиентам, заплатившим свои деньги. К началу банкротства Ждановой шесть дел клиенты уже выиграли, а 24 на тот момент находились в производстве. То есть, структуры под управлением Натальи Ждановой деньги с клиентов собирали, но автомобилей не выдавали.
129701
Параллельно с банкротством Ждановой продолжается продажа имущества «СЛК-Моторс». Правда, пока почти все объявленные в 2018 году торги, в том числе на здания дилерских центров, признаны не состоявшимися.
Примечательно, что с 2011—2012 годов кредиторская задолженность ГК «СЛК-Моторс» начала резко расти. Проценты по банковским обязательствам копились, структуры банкротились, деньги исчезали.
На этом фоне Жданова в июле 2018-го решилась через СМИ показать, что в ее проблемах виновата российская «дочка» корпорации Toyota. Для этого, как считают ее бывшие коллеги, была использована история с красноярской компанией «Крепость», которая также потеряла статус официального дилера марки, но при других обстоятельствах.
«<…> Получив письмо о расторжении договора [от дистрибьютора], мы начали переговоры с СП „Бизнес-Кар“, крупнейшим дилером марки в России, который проявил интерес к новосибирскому и алтайскому рынку. Компания была готова выкупать автомобили, передать клиентам, продолжать бизнес в тех же салонах. Но и тут со стороны дистрибьютора возникли препятствия такому развитию событий», — заявила Жданова в интервью «КС».
Но официальной информации о подозрительном выводе средств со стороны основателя «Крепости» Александра Кангуна пока не было, кроме того он был известен не только как торговец, но и как крупный девелопер. Впрочем, недавно на него завели дело о невыполнении обязательств перед клиентами — компания не поставила им оплаченные автомобили, общий ущерб оценили в 120 млн рублей.
Дела Ждановой
Именно уголовное преследование (в довесок к автомобильному бизнесу) роднит красноярскую историю и Наталью Жданову. По данным СК, с ноября 2015 год по май 2016-го она не платила зарплату 80 подчиненным. Несмотря на то, что деньги в кассу компании поступали в достаточном количестве, женщина накопила более 4 млн рублей долгов перед сотрудниками.
Жданова признала вину и все-таки возместила ущерб, но ушла от наказания. Следователь по ее же заявлению направил мировому судье Октябрьского района Новосибирска ходатайство о прекращении дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Ее оштрафовали на 200 тыс. рублей, а дело просто закрыли.
Но продолжается расследование другого уголовного дела — по тому же составу, что и у Александра Кангуна. По данным Тайги.инфо, правоохранительные органы ведут дело по факту невыполнения обязательств по поставкам автомобилей клиентам «СЛК-Моторс». Сумма ущерба за десятки автомобилей, на данный момент, составляет 67 млн рублей, знает источник редакции.
В новосибирскую общественную организацию «Потребдозор», занимающуюся конфликтом, ранее обратились 33 пострадавших. Все судебные иски удалось выиграть. Более того, в рамках дела о банкротстве Ждановой суд принял крайне редкое решение для таких производств — ограничил свободу ее передвижения по подписке о невыезде.
Игорь Валов