Неуверенная победа и политическая пустота в Алтайском крае
Назначенный врио губернатора Виктор Томенко не очень уверенно, но все же победил на выборах в неродном для него Алтайском крае. Хотя конкурировал он, по сути, не с другими кандидатами, а с прошлым — экономическим наследием региона. Оставивший регион в таком состоянии Александр Карлин выиграл не меньше преемника.
Василий Морозов специально для Тайги.инфо разобрал прошедшую избирательную кампанию в Алтайском крае. Врио губернатора Виктор Томенко набрал 53,61% голосов, его конкуренты Владимир Семёнов, Людмила Суслова и Андрей Крылов получили почти поровну: 16,2%, 14,14% и 13,46%.
Эффект новенького
Он часто снимает пиджак и остается в белой рубашке без галстука. Закатывает рукава, как Барак Обама. Или просто как кто-то молодой, понимающий в имиджевых кодах, и не местный, к которому приходится присматриваться. Светловолосый, как Владимир Путин. Любит спорт, опять же.
Сначала Виктор Томенко открыто признал: в Алтайском крае есть проблема с уровнем зарплат, инвесторы в регион не идут, и в целом надо что-то делать. Затем и вовсе сказал: «Всё хорошо, но так дальше жить нельзя». Во фразе — что-то от изречений Виктора Черномырдина и меткой горькой иронии Уинстона Черчилля.
К чему это долгое описание? Виктор Томенко нес ощущение новизны и возможных перемен. Отсылал к чему-то знакомому и хорошему. Молодой, взявший курс на сближение с бизнесом (не в пример предшественнику), заговоривший о том, что надо срочно что-то делать.
«Стратегическое» мышление
Что-то делать — это бороться с симптомами, такими как низкие зарплаты и плохой инвестклимат. Как бороться? Очевидно, улучшать климат, а зарплаты повышать. Таков, помимо прочего, оказался план. Точнее, так: «План Томенко» по аналогии с «Планом Путина» 2007 года, автором которого был политтехнолог Дмитрий Орлов, возглавивший кампанию Томенко.
142427
Почему общий «План», а не, допустим, «Стратегия-2030» или цель сделать регион номером один в Сибири по какому-то показателю, как это было у врио губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва? Ответ знают только политтехнологи. Но предположить можно и без этого.
Возможно, этот программный бренд своей неконкретной формулировкой должен был впитать в себя все боли, надежды и чаяния жителей региона.
Стратегий в Алтайском крае было много. И громких лозунгов вроде «Барнаул — культурная столица...». А плана — не было. Это опять о новизне Томенко для Алтайского края, около 10 лет не знавшего больших перемен вообще и к кардинально лучшему в частности.
Борьба с прошлым
Обещание перемен вообще стало основой предвыборной активности Томенко. С одной стороны, потому что за три месяца с назначения, пожалуй, можно больше пообещать, чем сделать. С другой — потому что в регионе очевидна усталость от текущего положения вещей.
По сути, на выборах конкурентами Виктора Томенко были не те, чьи имена оказались в бюллетенях. Врио губернатора соперничал скорее с прошлым — Алтайским краем 2000-2017 годов и всем, что с этим связано. Ну, право слово, разве можно назвать настоящими конкурентами остальных участников кампании, при всем к ним уважении?
Тройка игроков
Представитель «Партии Роста» Андрей Крылов позиционировался как протестный кандидат и «народный губернатор». В своей агитации подчеркивал, как сильно он против Виктора Томенко. Хотя понятно, что был скорее спойлером, а до народности предпринимателю Крылову было далеко, как его Алейскому сахарному заводу до запуска производства.
Кандидат от ЛДПР Владимир Семёнов? Пожалуй, именно он выглядел единственным серьезно настроенным конкурировать с единороссом. И его кампания была хотя бы видна. Но все же Семёнов был представителем ЛДПР — нестабильно третьей-четвёртой по популярности партии в регионе. КПРФ не выставила кандидата, потому он и стал вторым.
Людмила Суслова от «Справедливой России»? Выразить ей уважение можно неоднократно. Во-первых, она первоклассный специалист в ЖКХ. Во-вторых, первая женщина на выборах губернатора Алтайского края. Но кампания Сусловой прошла почти незаметно, потому что эсеры ей, можно сказать, не занимались.
Красные и пустота
Реальным конкурентом Виктору Томенко мог стать кандидат от КПРФ. Алтайский край всегда имел тенденцию к «покраснению», иллюстрацией стали результаты президентских выборов-2018: Павел Грудинин получил второй результат в стране именно на Алтае. Но коммунистическую поляну в регионе зачистили. Точнее, разбавили — фракция КПРФ в заксобрании теперь в контрах с крайкомом, а крайком отказался от участия в выборах губернатора. Коммунисты занимались только протестами против пенсионной реформы.
142472на результаты «ЕР» в Сибири повлияли запрос на перемены
В итоге политическое пространство в Алтайском крае расслоилось. На одном — протестном — полюсе коммунистические митинги. На другом — назовем его «центристским» — планы Томенко. И между этими двумя полюсами появилось зияющее пространство из прочих кандидатов на пост губернатора.
Только вот за это зияющее пространство — читай политический вакуум — проголосовало почти 44% избирателей, пришедших на участки. Потому что за кого-то же надо. А если не хочется за единоросса и нет возможности за протестного, то и голосуют за «третьих». Не даром Крылов, Семёнов и Суслова набрали почти одинаково.
Именно за эти 44% и должна развернуться борьба в ближайшие три года. Ближайшие крупные выборы — в Алтайское краевое заксобрание — пройдут только в 2021.
Звонок бывшему
Что еще примечательно в прошедшей кампании, так это незримое присутствие экс-губернатора Александра Карлина. Виктор Томенко сразу сказал, что видит его своим представителем в Совете Федерации. Так что Карлин далеко от региона не ушел.
Пожалуй, как раз Александр Карлин не меньше Томенко выиграл на выборах. Во-первых, остался при значимой должности. Во-вторых, сохранил возможность говорить, что все предыдущие годы он все делал правильно.
Но главное — Карлин избежал очевидно грозившей ему участи главы Хакасии Виктора Зимина. Последний пошел на выборы, несмотря на катастрофическое состояние экономики региона, и проиграл коммунисту. Наверняка в страшных снах Карлина происходит что-то похожее.
Первые пункты
Томенко же пока кардинальными мерами и нововведениями не отличился. Из существенных решений — увольнение обвиняемого в коррупции бывшего управделами правительства Белобородова, явно подготовленный еще до назначения договор с немецкими инвесторами и анонсированные после встречи с Путиным миллиарды.
Остается надеяться, что это лишь часть того самого Плана Томенко.