«Начнется феодальная раздробленность времен Ельцина». Какой будет Россия-2024
Когда россияне забудут пенсионную реформу и снова поверят власти? Что будет делать окружение Владимира Путина к концу его срока? Как мэрия подставила новосибирцев с повышением тарифов на проезд в общественном транспорте? Почему не стоит ждать прорыва от обновленного правительства Андрея Травникова? Программа «Тайга.взгляд» о главных темах недели.
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур и редакционный директор Евгений Мездриков обсуждают, чем отличается пенсионная реформа-2018 и монетизации льгот в 2005 и 2010 годах, когда люди штурмовали региональные администрации и мэрии, чего нам ждать от поздних времен Путина в роли «хромой утки», как власти Новосибирска могли избежать повышения тарифов в интересах близких бизнесменов и чем новые министры Травникова лучше предыдущих.
Видео: Кирилл Канин
Приводим расшифровку ключевых моментов беседы:
Будущее России
«Через 2–3 года мы увидим очень интересные изменения в системе, и они будут идти не снизу, а сверху, когда ближайшее окружение президента Путина начнет бороться за власть и оставшиеся ресурсы.
Это интересный вопрос — снизу или сверху. Если мы посмотрим на прошедшие выборы губернаторов, то увидим, что это были изменения не сверху. Непонятно, куда именно изменения, хрен редьки не слаще, но это не было запланировано.
Система у нас, на самом деле, та же самая, что и при Ельцине. Просто каждый из местных князьков принес присягу. И когда вертикаль ослабнет, опять начнется феодальная раздробленность времен Ельцина. Феодальный характер проявляется, начиная со льгот барствующего сословия: дворянин может въехать в автомобиль простолюдина и остаться невиновным, а простолюдин — не может. Есть сословные различия.
Но ключевой элемент стабильности — рейтинг Путина — будет слабеть. И они будут вынуждены перейти от „мы всех задавили и правим“ к „мы всех перессорили и правим“. Как мы поним, Ельцин был президентом и при 8% рейтинга. Так что запас, действительно, есть. Но системе придется переформатироваться, она не сможет так ехать дальше. Мне кажется, рейтинг назад не отыграется. Есть большая разница с 2005 годом. Во-первых, касалось только пенсионеров, во-вторых, был бурный экономический рост. И даже та монетизация льгот не была просто ограблением. Одно забрали, другое дали. И возмущалась та часть, у которой не совпало: дали меньше, чем забрали.
Казалось, что Россия встает с колен, впереди развитие. А сейчас все понимают, что впереди хрен знает что. Смотрим на старых партократов и новых технократов, и понимаем, что ни от тех, ни от других свежих решений не дождешься».
Тарифы на проезд в общественном транспорте
«Есть большое лукавство с повышением тарифов. Кричат: „Вот, перевозчики, ниже рентабельности…“ Во-первых, ни один бизнес не будет работать ниже рентабельности. Если мы видим автобусы, которые ездят год от года, значит, у них есть какая-то рентабельность. Пункт второй: маршруты очень разные по своей доходности.
Есть золотые — люди мешками вытаскивают деньги каждый день. А есть, да, которые ездят по непопулярным направлениям, они еле сводят концы с концами. И все плохие маршруты — муниципальные, потому что все хорошие они уже раздали своим друзьям и знакомым. А простые оставили на муниципалитете и жалуются теперь на низкую рентабельность. Но тарифы повышают всем — и тем, у кого бриллианты мелкие, и тем, кому на хлеб не хватает.
Почему не понижают цены на популярных маршрутах? У них „конские“ тарифы. Я когда вижу маршрутку за 45 рублей, идущую битком, понимаю, что там рентабельность двойная или тройная. Нет ни качества обслуживания, ни удобства. Почему не пустить на эту линию муниципальный автобус? Чтобы он возил дешево, сердито и с большой прибавкой для бюджета? Никто не занимается вопросами тарифов, никто не занимается организацией муниципального транспорта, чтобы маршруты не дублировали друг друга, чтобы не было гонок, чтобы маршрутка не подрезала трамвай. Никто этим не занимается годами. Единственное, что они умеют — это поднимать тарифы».
Смена власти в Новосибирской области
«По ключевым персонам в правительстве — всё то же самое. Только Андрей Жуков, пожалуй, не из нашей системы чиновничьей пришел. За экономику и хозяйство у нас опять отвечает Владимир Михайлович Знатков. Все те же люди, которые годами исполняют свои функции — формируют заявки, распределяют бюджеты, и так далее. Понимания образа будущего ни в городе, ни в области не видно. Нет никого, кто бы об этом говорил.
Есть такое понятие, как практика производства. Если, условно, говоря, на АвтоВАЗе люди привыкли забивать болты молотками, то продукция будет соответствующего качества. У нас чиновники — выходцы из одной и той же структуры управленческой, с одними и теми же бизнес-моделями, очень тупыми, с одними и теми же привычками безответственности и коррумпированности.
Просто берешь и смотришь дипломы управленцев, какие они вузы позаканчивали. У общественников образование — на порядок выше. Получается, что очень умным городом управляют троечники. И загнобили его — Новосибирск приходит в упадок».