Без роддома, транспорта и морга: какими города Хакасии достанутся новому губернатору
15-тысячной Абазе присвоили статус территории опережающего развития, но город так и не перестал быть таежным тупиком. Каким бы ни был губернатор, здесь не ждут значительных улучшений жизни. На «социалку» денег нет, морга и «узких» специалистов нет, как и платной медицины. Журналистка Галина Кошкина рассказывает, как жить в Хакасии и почему там голосовали против любой власти, пусть даже и за коммуниста.
— А у нас праздник сегодня! — сообщает мне мама с явным сарказмом в голосе.
У нас ежедневный, точнее, ежевечерний сеанс телефонной связи. Родители живут в Хакасии, я — в Красноярске.
— Это какой же?
— Губернатора выбираем. Сходили с отцом, проголосовали. Вышли оттуда, а автобус-то ушел уже. Он же сегодня один
— В честь праздника выборов губернатора?
— В честь воскресенья. По воскресеньям всегда один.
Автобусов там в принципе немного. Два маршрута. Один из микрорайона ГРП до улицы Мичурина — из одной отдаленной части города в другую, которую здесь называют «Заречка», она же Абаза-Заречная, на другом берегу реки Абакан. Второй — через город до рудника, где работают многие абазинцы.
— Летом тоже был один, — говорит мама. — Не знаю, почему. Ну, мы вышли с участка, на улице холодно, кое-как пешком дошли, замерзли очень.
Маме — 76, папе — 81. Ходить им тяжело. Такси в городе, конечно, есть, но в честь праздника у всех праздник. Да и стоимость проезда далеко не всем по карману, особенно пенсионерам, — 50 рублей с человека.
* *
Хакасия. Город Абаза. Население, по статистическим данным за 2017 год, — 15 592 человека. В 2006 году было 17 300. Но так как ни учиться после школы, ни работать, там особенно негде, люди уезжают, в первую очередь молодежь. Значительная часть жителей — пенсионеры.
143470
Зато в прошлом году Абазе присвоили статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). За счет чего конкретно собирались это развитие опережать, мне не очень понятно. Учитывая возрастной состав населения, повальную безработицу, территориальную специфику (еще в 1970-е журналист и писатель-путешественник Василий Песков назвал эти места «таежным тупиком»), убогую инфраструктуру и прочие сомнительные особенности, естественные и искусственные, Абазе не опередить, а догнать бы это самое развитие сначала. Например, чтобы в честь «праздника» выборов главы региона там ходили автобусы. Потому что на избирательные участки активнее других ходят там, как и везде, пенсионеры. А им ходить тяжело. И на улице холодно.
* *
Вообще, когда я рассказываю о жизни в Абазе, где бываю довольно часто, слушатели слегка впадают в ступор. Как это — в городе с населением 15 тыс. человек нет роддома? Как — и морга нет? В городе? В XXI веке? Да быть такого не может!
Увы, может. Когда я в прошлом году гостила у родителей, тоже сильно удивилась. Сначала — отсутствию роддома.
— Мама, а как тут вообще детей-то рожают?
— Да тут и никак! В Таштып возят рожениц. Но там могут и не взять, если мест не будет. Тогда в Аскиз повезут.
До Таштыпа примерно 26 км. Вроде и недалеко, но эти 26 км — через довольно сложный перевал с крутыми серпантинами. Зимой его, конечно, чистят и подсыпают, но все равно сомнительное удовольствие — особенно если кому-то приспичило рожать в ночь. Но и там ведь могут не взять. Тогда в Аскиз. До него больше перевалов нет, зато от Абазы — 90 км.
143493
Правда, в этой сфере за последний год кое-что изменилось. После того, как горожане избрали в прошлом сентябре нового мэра, Валентину Филимонову. Как-то у нее получается исправлять многолетние «недоработки» своих предшественников. Хотя то, что рассыпалось много лет, за год починить едва ли получится. Но, оказывается, в бюджете можно найти деньги на благоустройство, уборку дорог, озеленение… Вот и на оборудование родильного отделения тоже нашлись. Теперь, если беременность без проблем, никуда ехать не придется. А с возможными осложнениями заранее направляют в Абакан, в республиканский перинатальный центр.
А вот морга по-прежнему нет. Хотя когда-то был. Давно.
— В Аскиз возят покойников, — буднично говорит мама.
Аскиз, напомню, это 90 км от Абазы. Через перевал. Так что с территории опережающего социально-экономического развития усопших приходится возить в отдаленное село.
Еще в Абазе нет ГИБДД. Она есть в Таштыпе, и иногда оттуда приезжают блюстители дорожного порядка. Например, на ДТП. Ну, и заодно немножко поблюсти порядок. Да, и санэпидемстанции тоже нет.
Собственно, со здравоохранением во всех его ипостасях там вообще беда. Нет, поликлиника есть. Но многих узких специалистов нет. Например, окулиста. А также эндокринолога, уролога, проктолога. Про экзотику вроде аллерголога и говорить не приходится. Онколог с недавних пор, правда, есть. Бывшего участкового терапевта на эту должность назначили.
если руководство республики получает сверху по шапке и остальным частям своего гардероба и организма, деньги немедленно находятся
«Подумаешь, удивила! — скажете вы. — В нашей поликлинике тоже узких специалистов не хватает!». Это да, с узкими специалистами везде сейчас сложно. Но обычно если нужного врача нет, в Красноярске, к примеру, можно добиться направления в другую поликлинику. Трудно, да. Почти теоретически. Но можно. На худой конец, сходить к доктору в платную клинику. В Абазе платных клиник нет совсем. Из платных услуг там только в частной аптеке можно уколы поставить. А все специалисты и медицинские услуги, включая многие анализы, исследования и обследования, находятся в Абакане. Это почти 200 км (не забываем про перевал). Если бесплатно — надо ждать квоту. Долго. Многие по полгода ждут. Иногда, правда, в Абазе высаживается «десант в белых халатах» из республиканской столицы. Вот как раз те самые узкие специалисты. Приезжает бригада и проводит платный прием по предварительной записи.
Добавлю оптимизма, пожалуй. Есть скорая. И приезжает достаточно быстро. В крайнем случае возможна госпитализация. Если срочная. Плановая — это опять очередь, и не на один месяц.
Социалка в Абазе — вещь занимательная. На нее вот уже много лет никогда нет денег. Или совсем, или до первой жалобы. Я, например, долго объясняла маме, что если компенсации за ЖКХ, дрова и телефон не платят уже полгода, надо обращаться в прокуратуру. Которая, представьте себе, там есть. Но для того, чтобы это объяснение сработало, пришлось раза три писать обращение в приемную президента РФ. И показывать, что называется, на пальцах: если руководство республики получает сверху по шапке и остальным частям своего гардероба и организма, деньги немедленно находятся. Буквально в течение нескольких дней. Все до копеечки, за все полгода задержки.
Это последняя попытка людей высказаться против того дурдома, в котором им приходится жить уже много лет
А недавно прошел слух, что в Абазе планируют построить… казино. Не уверена, что достоверный, но обсуждается бурно. Не знаю, как вы, а я немного по-другому представляла себе территорию опережающего социально-экономического развития.
* *
«Мы так надеялись на чудо! А чуда так и нет покуда. А чудо не произошло…» — машинально напеваю я из Вероники Долиной с самого утра, просматривая ленты информагентств и соцсетей, где обсуждают результаты выборов в Хакасии.
Не произошло чуда. На выборах из одного кандидата в одном из самых проблемных, на мой взгляд, регионов Сибири (особенно в последнее время) предсказуемо победил этот самый один кандидат.
Шумиха уляжется, конечно. Тем более, что вся эта буря, по большому счету, происходит в стакане воды. На уровне тех, кто этими выборами занимался.
У жителей Хакасии другие проблемы. Которые вот уже много лет никто толком не решал. И 57% Коновалова, я думаю, — это голосование не за единственного кандидата в бюллетене. Это последняя попытка людей высказаться против того дурдома, в котором им приходится жить уже много лет. Против разворовывания бюджетов и природных ресурсов. Против «потемкинских деревень» и эфемерных радужных перспектив. Против парадных отчетов о росте благосостояния и уровня жизни в регионе, где не то, что жить достойно, — достойно умереть не всегда получается…
* *
— Мама, а вы за кого голосовали?
— Мы против голосовали. Там же один Коновалов был в бюллетене. И две клеточки — за и против.
— Думаешь, будет хуже, чем при Зимине?
— Доча, да нам уже тут всяко было. Когда-то же должно стать лучше? Хоть немножко. Но не так же…
Галина Кошкина, специально для Тайги.инфо