Новосибирская группа «Рви Меха — Оркестр»: «Мы переживаем то, что у „Ленинграда“ уже позади»
Новосибирская группа «Рви Меха — Оркестр» в 2018 году обогнала едва ли не всех сибирских артистов: взяла первое место на фестивале «Высоцкий.Фест», покорила московских продюсеров и выступила на «Нашествии». В интервью Тайге.инфо лидер коллектива Александр Петенёв рассказал о плагиате в своих песнях, зачем он перепевает шлягеры Киркорова и Шнура, а также вспомнил о концертах с Кустурицей и военной техникой.
Тайга.инфо: Кажется, 2018-й — самый успешный для вас год за всю историю группы. По аудитории на радио, просмотрам клипов и количеству людей на концертах — раньше столько не было.
— Это правда. В этом году мы выступили с группой «Балканика», представлявшей Сербию на «Евровидении», победили на «Высоцкий. Фест» и теперь звучим на «Нашем Радио». Кстати, единственные из местных групп. Есть предложения от разных издателей и крутых московских лейблов. В общем, да, гордость за Новосибирск к концу года взяла (смеется).
Тайга.инфо: В феврале группе исполнится 15 лет. При этом нынешние кумиры молодежи добиваются подобного успеха — с большими концертами и хитами в эфире — за два-три года. Не обидно?
— Мне нравится этим заниматься. Когда мы только начинали, я не хотел заниматься ничем другим, — и сейчас не хочу. Правда, однажды я поставил себя перед фактом: либо музыка станет профессией, либо надо как-то уже чем-то нормальным, человеческим зарабатывать. И как-то все пошло-поехало. Любая деятельность должна помимо денег приносить и моральное удовлетворение. И даже когда все было не очень с деньгами, вера в себя все равно подпитывала. Концерты, эмоции — кайф. В принципе, выступать на сцене — это всегда радость. Люди счастливы, они окунаются в твой художественный мир, в песни, в образы.
Тайга.инфо: Музыкантов увольняли?
— Конечно. Бывало, что у кого-то садились батарейки, человек выдыхался. Да и просто по-разному у всех складывается жизнь. Кто-то нашел стабильную работу, теплое местечко, — ему уже не до музыки. Или в какой-то момент рок-н-ролл бьет по голове, человек теряет ориентиры и берега.
Тайга.инфо: Вы про алкоголь?
143589
— Да. Во время «барных» концертов, гости заведения часто предлагают музыкантам выпить, «посидеть» и не все могут отказать. С этого все и начинается. Алкоголизм — дело страшное. Приезжаешь с гастролей и потом еще три дня отпаиваешься. Со мной такого не было, но я все это видел своими глазами.
Тайга.инфо: Вы изначально выбрали не самую коммерческую музыку, однако всегда оставались на плаву и зарабатывали концертами. В чем секрет?
— Ну, у всех разные понятия заработка. Можно много, можно мало. Это вопрос личного комфорта и достатка. Были периоды, когда я параллельно работал. Потом, когда принял решение больше времени уделять музыке, я уволился. Пришел на планерку, меня начали отчитывать, я попросил дать мне слово: высказался и подал заявление. Это был 2010 год. Мы тогда поехали в тур по всей стране, один из самых интересных в нашей жизни. У меня был микроавтобус, мы все погрузили и проездом через Омск, Казань и Екатеринбург доехали до Твери. Были в Москве, в Питере. Обратно — уже через юг: Нижний новгород, Чебоксары, еще что-то. За две недели было порядка двенадцати-тринадцати городов. В Москве, кстати, выступили на разогреве The No Smoking Orchestra Эмира Кустурицы. Сбылась моя мечта. Пришло больше шести тысяч человек — мы впервые выступили перед такой большой аудиторией и, что важно, с крутым профессиональным звуком. Потом были концерты с Gogol Bordello Евгения Гудзя.
Тайга.инфо: Вы как-то рассказывали, что срочные заказы на выступления научили вас собирать состав группы буквально в считанные часы. Какой у вас рекорд?
— Час. Мы как пожарная команда: реагируем молниеносно. Если честно, это не самое приятное занятие — обзванивать участников группы и уговаривать экстренно подъехать: у кого-то свои дела, семья, планы на вечер, другие вообще не в городе. Я столько матов уже наслушался! (смеется). С другой стороны, все отлично понимают, что это наш хлеб, и в конце концов соглашаются.
Тайга.инфо: Что это был за концерт?
— Фамилии называть не буду, но это влиятельные люди города. Нас вызвали в караоке, на закрытую вечеринку. Всех лишних разогнали, и тут нагрянули мы. Года три назад это было.
Тайга.инфо: Самый дорогой корпоратив помните?
— Да, отлично. Все проходило на территории заповедника у Телецкого озера, там была то ли база, то ли дача. Аккуратные домики и огромные корпуса — такие, знаешь, как в Швейцарии — бассейн, спа, всякие отдыхаловки, чистая природа, вкусная кухня. Очень классно.
Тайга.инфо: А доводилось выступать в местах, где вам были откровенно не рады?
— Скорее нет, чем да. Мы как-то играли в филармонии, и, наверное, не все ожидали нас там увидеть. Нас пригласил [художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии] Владимир Калужский. Было очень хорошо. Там, конечно, никто не танцевал, но это была наша публика. Чувствовалось, что людям нравится, был кураж. Тут как в сказке, когда в полночь карета превращается в тыкву, так и у нас — любая филармония, любой респектабельный концертный зал, стоит нам только появиться, сразу превращается в территорию танцев и веселья.
141547
Еще помню, был какой-то городской праздник, может, день района. Небольшая сцена, кругом лавочки, шарики, цветы, детишки с родителями, пенсионеры гуляют. Какие-то моменты хулиганства и цинизма мы, естественно, маленько прибрали, где-то почистили лексику. И вот тоже, казалось бы, не наш слушатель, но нет — так душевно получилось! Я давно заметил, что наша музыка будто из мультфильмов. Возьми диснеевские, советские, «Остров сокровищ», что угодно — везде быстрый темп, слабые доли, много духовых инструментов. Это очень подвижная, добрая музыка. По факту, у нас то же самое: балканская музыка вся об этом. Плюс рок и ска. Эклектика. Эти вибрации, эти ощущения считывают и взрослые, и дети. Мы видим, что на концертах всегда есть отдача, даже среди самых маленьких.
Тайга.инфо: Как вам пишется в давно сложившейся традиции балканской музыки? Там же, кажется, уже все написано и сыграно — ничего нового не привнести.
— Эклектика, эклектика и еще раз эклектика. Мы не ставим никаких рамок. Для нас, например, нормально замешать в рок-аранжировки элемент этники или, скажем, вставить в проигрыш регги. Да, у нас есть барабаны, бас, гитара — мы больше про рок, но выйти может что угодно. Мы добавляем духовые, аккордеон, восточный колорит — палитра очень широкая. Кроме того, русскоязычный текст. Он всем понятен и близок: и рабочему на стройке, и менеджеру в офисе. Все вместе дает вот такое уникальное сочетание.
Тайга.инфо: Что в нем уникального? Вы играете по всем канонам балканского ска-панка.
— Да, есть канон, и не мы его изобрели. Просто если взять все записи «Рви Меха — Оркестр», то слышно, что в разные периоды у нас были свои звуковые находки, свои фишки. В группе семь человек, и каждый из музыкантов имеет свой индивидуальный почерк и вкус. У нас настоящая творческая свобода, когда ничто не сковывает.
весь мир состоит из воды, но при этом он более чем разнообразен
Тайга.инфо: Если взять все ваши записи, то слышно, что музыка, которую вы выпустили за 15 лет, стоит на трех столпах: ска, регги и балканский фолк-рок. Меняются только пропорции, в которых вы смешиваете эти жанры.
— Все верно. Но это же целый мир! Эти три столпа, даже если взять одну только музыку регги, они очень разные. Есть классика Боба Марли, есть первопроходцы скинхед-регги, есть современные исполнители, выворачивающие регги наизнанку. Есть европейское, белое регги, польское, сербское, цыганское регги. Очень много оттенков только в одном жанре, а вы называли целых три. Это же космос. Слушайте, весь мир состоит из воды, но при этом он более чем разнообразен. Генетически ящерица и слон похожи: ученые сравнили их зародышей и убедились, что они похожи друг на друга, несмотря на то, что в дальнейшем, став взрослыми особями, они выглядят совершенно иначе. Так устроена природа, и природа творчества в том числе.
Тайга.инфо: А как вы избегаете плагиата? У вас никогда не возникало ощущения, что ваш авторский материал во многом вторичен?
— Я с этим, слава богу, не так часто сталкиваюсь. Я, скорее, постоянно замечаю, что очередной мировой хит содержит в своей основе народные мотивы той или иной страны. Через как бы новые мелодии все равно прорывается что-то давно знакомое. Я недавно смотрел ролик [комика Александра] Пушного, в котором он разбирал отечественных исполнителей, похожих по звуку на зарубежных звезд. Например, «Кино» заимствовали у кучи групп английского постпанка, тех же The Cure. Борис Борисович Гребенщиков в свое время тоже говорил, мол, хорошо, что в Советском союзе мало кто знал западную музыку, иначе наши рокеры ничего бы не добились. Взять хотя бы «Зоопарк», там же вообще калька, прямые переводы песен.
Тайга.инфо: Звучит как оправдание. Раз старшее поколение передирало темы и звук, то почему нельзя нам.
— Ну, нет. Вы не поняли. У «Рви Меха — Оркестр» нет ни одной содранной записи. Нам хватает музыкального уровня, чтобы внести в композицию такие изменения, что, даже вдохновившись чужой песней, она становилась нашей. Ни один человек не угадает, где и что мы подслушали. Разумеется, есть разного рода влияния, и они огромны. Без этого вообще невозможно творить. Если бы я придумал всю восточно-европейскую народную музыку и сделал инструменты, наверное, я бы никем не вдохновлялся и мог говорить о своей первичности. Но это смешно. Таких людей не существует.
для человека, который в жизни послушал три группы — «Ленинград», Верку Сердючку и «Руки Вверх!» — мы действительно очень похожи на первых двух артистов
Тайга.инфо: Иногда кажется, что за вас уже все придумал Сергей Шнуров. На первый поверхностный взгляд, «Рви Меха — Оркестр» — это такой «Ленинград» для бедных.
— Наверное, для человека, который в жизни послушал три группы — «Ленинград», Верку Сердючку и «Руки Вверх!» — мы действительно очень похожи на первых двух артистов. Это нормально, я привык.
Тайга.инфо: Но вы же сами провоцируете эти сравнения. Зачем вам концерты с программой песен «Ленинграда» и клипы о Собчак?
— Что касается кавер-вечеров, так сложилось исторически. Я бесконечно уважаю творчество Сергея Владимировича, хотя «Ленинград» — не самая первая группа, которую я услышал. У Шнурова, кстати, тоже есть цитаты и отсылки, он много у кого нахватал. Когда популярность «Ленинграда» выросла, они стали очень востребованы, но для локальных вечеринок это был уже неподъемный ценник. К тому же Шнуров, не каждый день выступает в Новосибирске, а мы всегда здесь. Получается, что музыку послушать хочется, а негде. Тогда мы придумали такую историю. У нас есть отличный состав, мы любим эту музыку, хорошо ее играем — так почему нет? Попробовали. Всем очень понравилось, нас стали просить выступить с этой программой еще. Затем еще. В какой-то момент мы чаще пели песни Шнура, чем свои. Сейчас это уже почти не происходит, авторские амбиции все равно ведь никуда не денешь. Но это интересная музыка, прикольная. И теперь, когда «Ленинград» собирает стадионы, это только подтверждает, что на этих песнях можно учиться ремеслу артиста.
Тайга.инфо: Они играют на стадионах совсем другие песни, не те, что попали в вашу программу. Вам ближе старый «Ленинград» времен «Пули» и «Мата без электричества»?
— Все так. Я это нынешнюю программу «Ленинграда» терпеть не могу. Зато они собирают «Олимпийский» и арены на 80 000 зрителей. Просто раньше у них был протест, был вкус, маргинальность, причем питерская, интеллигентная. Все как бы грязно, но если вслушаться, то очень культурно: смесь блатняка, городского романса, Аркадия Северного, одесского юмора, джаза и кабаре. А еще там был, сука, настоящий рок. Увы, сейчас его почти нет.
В каждом артисте сидят демоны и нарциссы, всем хочется внимания публики — это же очевидно
Тайга.инфо: То есть когда вы поете «Пиво, водка, димедрол, регги, ска и рок-н-ролл» — это все-таки привет Шнурову?
— Да, это одна из первых наших песен. И тогда влияние «Ленинграда» было как никогда сильным. В Новосибирске, кстати, никто и близко такой музыки не делал, даже не пытался. А мы попытались. Нам было дико интересно и весело.
Тайга.инфо: Что в вас есть такого, чего нет у «Ленинграда»?
— Молодость. Мы переживаем то, что у них уже позади.
Тайга.инфо: Зачем вы сняли пародию на и без того пародийный клип «Цвет настроения синий» Филиппа Киркорова?
— Хайп.
Тайга.инфо: Зачем?
— В каждом артисте сидят демоны и нарциссы, всем хочется внимания публики — это же очевидно. По сути, мы сделали то же самое, что Киркоров сделал с рэпом. Просто всех ******* [разнес в щепки]. Только он в клипе изгалялся над новым рэпом, а мы над его клипом. Просто решили закошмарить эту тему по-своему. Сейчас у нашей пародии под 700 000 просмотров в «ВКонтакте». Это же круто. Благодаря этому клипу, нас многие в стране узнали.
Тайга.инфо: Узнали не песни «Рви Меха — Оркестр», а вашу версию всем надоевшего мема.
— Многие артисты так начинали. The Beatles тоже долгое время выступали с каверами The Rolling Stones, вы не знали?
Тайга.инфо: Нет. The Beatles не играли ни одной песни The Rolling Stones.
— Значит, наоборот.
Тайга.инфо: The Rolling Stones перепели ровно одну песню битлов.
— Не суть. Я о том, что это нормально, так бывает. Многие артисты исполняли эстрадные песни и делали это отлично! Есть, например, металлисты, которые поют советские шлягеры — и это угарно. Это просто ****** [невероятно] как весело. Что плохого в том, чтобы спеть «Цвет настроения синий?». Скажу больше. В нашей версии эта песня приобрела смысл. Вот вы понимаете, о чем она? О чем вообще Киркоров поет? Мы сыграли и спели так, что теперь все ясно: зрелая баба наелась «Мартини», вскочила на стол, сняла трусы и давай ими махать, берите меня, я на всё согласна. Грубо говоря, мы красным маркером подчеркнули главное. По-моему, с точки зрения художника, это круто. А потом мы сняли этот трешовый клип. Не думаю, что он как-то подпортил нам карьеру. Наоборот! Да и вообще, «Цвет настроения синий» — это настолько яркое высказывание, настолько сумасшедшее, что оно уже давно живет отдельно и от Киркорова, и от нас.
Чем страшнее и опаснее военная техника, тем спокойнее спится мирному населению
Если мы для кого-то останемся авторами пародии, то я не против. Это все равно аудитория. У меня нет комплекса непризнанного гения. Я не считаю, что все непременно должны познакомиться с нашими песнями. Я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Я артист, мне прикольно. Бывает, что-то удается хорошо, бывает, что это чужие песни. На все найдется свой зритель.
Тайга.инфо: Вы победили на фестивале «Высоцкий. Фест» — большом федеральном конкурсе с отборочными турами по всей стране. Вас не смутило, что он появился с подачи Владимира Путина, а его проведение курировала Администрация президента?
— А что меня должно было смутить?
Тайга.инфо: Политический подтекст музыкального конкурса.
— В чем?
Тайга.инфо: Новости о подготовке фестиваля совпали с предвыборной президентской кампанией — и везде подчеркивалось, что идею фестиваля организаторам подсказал именно Владимир Путин.
— Так он и так везде, он же президент. Нам предложили поучаствовать, мы согласились. Теперь звучим на «Нашем радио», играем на «Нашествии». На самом деле, руку «Нашего радио» я чувствовал намного острее и конкретнее, чем руку Кремля. Все проводилось на их площадках, они все контролировали.
Тайга.инфо: Как вы отнеслись к присутствию военной техники на «Нашествии»?
— Я вас умоляю. Я в детстве играл в машинки и танки, а девочки в куклы. У меня даже была пилотка с кокардой и красной звездой.
Тайга.инфо: Но на поле-то стояла не игрушечная, а настоящая техника.
— Чем страшнее и опаснее военная техника, тем спокойнее спится мирному населению. Благодаря военным, мы можем слушать музыку, отдыхать и ходить с девушками в кино. А те государства, у которых слабое ПВО и слабая армия, были вынуждены так или иначе прогибаться перед захватчиками. У кого оружие эффективнее, тот в безопасности. Это просто правила игры, мы живем в таком мире. Вспомните, как в 1990-х авиация НАТО просто растоптала наших славянских товарищей, наших братьев сербов. Погибло 40 000 человек. Возьмите Ближний Восток, Ливию. Люди спокойно жили, была большая культура, экономика, а потом раз — и посыпались бомбы. Не надо об этом забывать. Кроме того, когда над полем кружат самолеты и выполняют фигуры высшего пилотажа — это очень красиво. Знаете, пусть они лучше так летают, с трюками, а не по заданию.
Тайга.инфо: Самолеты гражданской авиации так не впечатляют? Нужны именно военные?
— В этом и смысл. Они просто летают. Они же с фестиваля не на фронт отправляются. Главное, что техника есть, и народ это видит. Это же хорошо.
Тайга.инфо: Кустурица и Гудзь, выступлениями на одной сцене с которыми вы по праву гордитесь, — убежденные пацифисты, и вряд ли они с вами согласятся.
— Не факт. Кустурица во многих интервью сожалел, что в Сербии не было и нет такого сильного президента, как в России. Он сам пострадал из-за войны в Сараево, и в том числе из-за того, что в мире происходят подобные геополитические движения. Так что все относительно. Не зря говорят, что самые большие пацифисты — это военные. Музыкант, журналист или фотограф могут сколько угодно выражать свою позицию, но, по сути, они не знают, о чем говорят. Если потребуется выполнить определенные задачи с оружием в руках, они обратятся за помощью к военным. А те, поверьте, меньше всего на свете хотят войны. Потому что они как никто знают, какой это ужас и мрак. Я не говорю, что я за войну. Но если у страны есть четкая позиция и сильная армия, это достойно уважения. Современный капиталистический мир подразумевает борьбу за ресурсы и отжатие лакомых кусочков. А раз так, войны неизбежны и, значит, у кого есть военная техника, тот защищен. В 1980−90-х мы были за разоружение, останавливали военные заводы, уничтожали технику, и чем всё кончилось? Ракеты потенциальных врагов оказались у наших границ. И теперь они направлены на Москву, на меня и на вас. С этим нельзя не считаться.
Беседовал Александр Морсин