Очистные в Бурятии: нужен индивидуальный подход
В правительстве Бурятии прошло совещание с участием экспертов НП «Российское водное общество» (РВО), на котором обсуждалось строительство очистных сооружений в республике. Официальных пресс-релизов об этой встрече не выходило, о ней стало известно из спора в Facebook, завязавшегося между советником главы Бурятии по экономическим вопросам Алдаром Бадмаевым (инициатором визита экспертов РВО) и директором Бурятского регионального объединения по Байкалу (БРОБ) Натальей Тумуреевой, которая принимала участие во встрече как эколог.
Очистные — одна из главных проблем Бурятии; в республике уже несколько лет строят такие сооружения в Улан-Удэ, это финансируется из федерального бюджета. Но в поселках, особенно на побережье Байкала, никаких очистных как не было, так и нет. Проблему давно надо решать, а потому поиск технологий — дело правильное. По словам Алдара Бадмаева, эксперты РВО (об организации можно почитать здесь) предлагают «решать проблему комплексно, не просто отремонтировав старые [очистные], но и спроектировав новые, а также создав типовые модели для ИЖС и малого бизнеса, которые были бы доступны по цене нашим предпринимателям».
«Помимо этого они предложили организовать здесь у нас в Бурятии предприятие по производству элементов для ОС, в дальнейшем на базе местного предприятия обеспечивать сопровождение деятельности этих очистных, а также помочь в подготовке специалистов здесь же на базе наших вузов (прежде всего ВСГУТУ)», — пишет советник главы, добавив, что после совещания состоялись встречи делегации РВО с главой минприроды Бурятии Вадимом Кантором и министром строительства и ЖКХ республики Николаем Рузавиным. По итогам визита готовится соглашение между правительством Бурятии и НП «РВО».
В постах у Натальи Тумуреевой иной взгляд на итоги совещания: «Была сегодня на такой встрече. Вывод однозначен. Организация хочет построить новые очистные только там, где есть центральная канализация (в Гусиноозерске, Гусинном озере, Таловке и Татаурово). Построить и уехать. Эксплуатируйте сами, наше дело проект и строительство. А как оно будет потом работать, не наши проблемы. Вопросы о том, как нам быть с малыми стоками от турбаз и поселениями на побережье Байкала, ответа нет». Директор БРОБ уверена, что для начала «нужны полноценные исследования и новые, уникальные, специальные для Байкала, схемы очистки». «А сегодня у нас ситуация такая — выделены деньги на строительство очистных по нацпроекту „Сохранение озера Байкал“, вот и понаехало к нам теперь куча специалистов по очистным. Я не занижаю опыт и профессионализм этих специалистов, но о решении проблемы в целом никто даже и не пытается говорить», — считает она.
Эколог напоминает, что действующие сегодня нормативы очистки, указанные в приказе
Директор БРОБ уверена: «Нужно расставить приоритеты — где вот прямо сейчас нужно строить очистные, а где можно и чуть позже. Понятно, что нужно везде, но все понимают, что на везде денег нет. Раз уж это все идет по нацпроекту „СОХРАНЕНИЕ озера Байкал“, так давайте эти приоритеты расставим по влиянию стоков на озеро. Да даже в обычной экселевской таблице: источник стоков, количество, влияние на Байкал. Для этого нужны исследования. Говорить, что их вообще нет, тоже неправильно, по каким-то точкам все равно есть, нужно собрать эти данные. Ну, а где нет цифр, нужно проводить исследования с привлечением разного рода специалистов, поднимать все данные по всем ведомствам. У нас же беда как раз в том, что у каждого ведомства, института есть какие-то свои наработки, но никто ими не делится, нет взаимодействия. И работа чиновников как раз в организации такого взаимодействия».
«Давайте создадим экспериментальную площадку, на которой будем пробовать очищать стоки до нормативов, — предложила эколог. — Здесь же считать стоимость и тарифы. Все, что на сегодня есть, пока в теории, как это будет на практике пока не понятно. Фирмы, которые разрабатывали/строили очистные в Нижнеангарске, в Бабушкина, тоже пришли к нам с крутыми технологиями и индивидуальным подходом. А результат где? Мы же опять пытаемся зайти не с той стороны — не решить проблему со стоками, которые влияют на Байкал, а освоить деньги, потому что если не освоить, они уйдут и больше их не будет. Нужно отстаивать свои позиции в том числе перед Москвой. К Байкалу должен быть индивидуальный подход».