Мама-Монстрация: молодежное абсурдистское шествие как семейный праздник
1 мая 2019 года Монстрация пройдет в Новосибирске в пятнадцатый раз. За это время у участников первых шествий уже успели подрасти дети. Они рассказали Тайге.инфо, зачем ходят на Монстрацию вместе и почему мероприятие полезно детям для ощущения свободы.
Монстрация появилась в Новосибирске как шествие с абсурдистскими лозунгами в 2004 году. Сейчас оно проводится 1 мая в десятках городов. Пятнадцатая Монстрация пройдет по Красному проспекту — сбор начнется у Дома офицеров в 12:00, шествие стартует в 13:00.
Практически ежегодно новосибирские организаторы сталкивались с проблемами при согласовании маршрута акции. В 2015 году идеолог шествия Артем Лоскутов был арестован на 10 суток после несанкционированной Монстрации. Тогда шествие не пустили к первомайской колонне политических партий, заблокировав ограждениями, поливальными машинами и ОМОНом. Он получил премию Московской Хельсинской группы «За защиту прав человека средствами культуры и искусства». С 2018 года Монстрация в Новосибирске не требует официального согласования, потому что значится в городском календаре мероприятий.
За прошедшие годы акция для некоторых участников стала семейной. Они вспомнили свои первые Монстрации с детьми для Тайги.инфо.
Лилия Ильина, копирайтер
Моему сыну 8 лет, он начал ходить в два года, но и в положении я ходила на Монстрацию. Почему на нее ходят с детьми: во-первых, чаще всего из-за того, что просто не с кем оставить. Вторая причина и наш вариант — показывать ребенку разные интересные мероприятия. Понятно, что он воспринимает ее как карнавал — и пусть, у нас они не то чтобы часто проводятся (например, никогда).
Политическая составляющая — а она-таки есть, хоть и очень между строк — детей не особо волнует, но мне кажется, что ребята, которым разрешают быть свободнее, вырастают в более сильных личностей. Бабушки ежегодно возмущаются, что водим, по причине «раздавят ребенка в толпе». Но все очень вежливые, мы встречаем очень много знакомых и друзей — пожалуй, ни в один день с таким их количеством невозможно пересечься.
Ему [сыну] нравится тусить: «Много смешных ребят, детей, можно свистеть и всем весело». Он особо не разделял события и не рефлексировал сильно — в прошлом году он не ходил. В этом пойдем — спросим, уже подробнее.
Кирилл Логинов, замдиректора «АГТ-Сибирь», бывший редактор Тайги.инфо
На первой своей Монстрации Колян побывал за месяц до рождения, в животе своей мамы [журналиста Тайги.инфо Риты Логиновой], на котором был листочек с предупреждающей надписью «ОН ВИДИТ». Не уверен, не нашел сейчас фотографий, но кажется, что через год на слинге [переноска для детей] была надпись «ОН ВСЁ ЕЩЕ ВИДИТ». В 2012-м мама Коли точно носила с собой и возила на коляске плакат «ВСЁ НАПИСАНО ЗА НАС». Потом вроде бы был перерыв в хождениях с ребенком на Монстрацию. В год, когда омоновцы начали теснить детей, мы поняли, что это было правильное решение.
Зато теперь Колян сам рвется, просится и готовится, стараясь придумать крутой плакат (в прошлом году была странная надпись «СОБАКА ЭТО КАК МУЖИК», в этом году хочет что-нибудь про Marvel) и способ нести его так, чтобы видели окружающие. Если не видят, он компенсирует кричалками. Несколько раз, помню, заставлял колонну монстрантов петь «Катюшу».
Что это за событие, он понимает. Разницу между демонстрацией и Монстрацией тоже осознает и относится к шествию как к способу ощутить себя в толпе приятных людей. Когда вокруг так много неприятных [людей], моменты единения с хорошими людьми очень важны, даже если ты ребенок. И я рад, что у моего сына в нашем городе есть такая возможность.
Я бы не ставил так вопрос, [важно ли водить детей на Монстрацию]. Можно водить, можно не водить. Водить детей на Монстрацию не «важно», а «нестрашно». Если и брать их куда-то на массовые события, то туда.
Марья Власова, визуальный мерчендайзер
[Ходить на Монстрацию с детьми] - это весело. Веселые люди, костюмы, креатив, последнее время еще и музыка — для ребенка это интересно. Понятное дело, нужно понимать, что все кричат, шумят и с грудничком адекватные родители не пойдут, но малышей чуть старше можно удивить и развлечь. Это же типа маскарада для них.
Потому что это может войти в историю: можно с ребенком сделать совместно плакатик и ребенок может его пронести сам, показать свое творчество.
Моя первая Монстрация была в 2006 году. Представляете, сколько детишек я видела на всех шествиях? И они были жутко довольны. Для некоторых детей Монстрация длится всю их жизнь это традиция, хоть какая-то креативная традиция.
Моей дочке 1,5 года. Я с ней еще не ходила. В прошлом году Эмме было пять месяцев всего — это не время для толпы все-таки. В этом году пошли бы стопроцетно, но [будем] в другом городе до лета. В первый раз за 14 лет не пойду на Монстрацию.
Александра Попова, фотограф и член оргкомитета Монстрации
Моему сыну скоро будет восемь лет. Пусть ребенок посмотрит на яркое, красивое и свободное, это полезно. Нам говорили, что мы «подрастем-поймем», что Монстрация — это для «молодежи». Но вот мы выросли, завели детей, собаку, кота и ипотеку, и мы по-прежнему тут. Потому что это полтора часа весны и чистой радости, яркого карнавала.
Полтора часа, на которые ты в общем-то забываешь, что живешь в довольно тоталитарном государстве. Полтора часа - на свободу самовыражения, волеизъявления и ощущения, что это твой город. Он принадлежит нам, а не чиновникам и полицейским. И как можно не хотеть, чтобы твой ребенок увидел все это?
В Новосибирске нет ничего подобного. Увы, все интересные и забавные шествия и празднования долго не живут или их вообще запрещают. Праздник холи (индийский фестиваль красок) так и не зашел, какие-то тусовки с мыльными пузырями тоже, зомби-парад на Хэллоуин активно запрещали, а жаль — это могло неплохо смотреться. Монстрация — это все, что у нас есть.
Ребенок видит, что взрослые — это не обязательно серьезные, хмурые, вечно занятые. Что есть альтернатива. Это нормально, веселиться вместе с детьми.
А ребенку нормально быть со взрослыми и видеть, что этот город принадлежит и им тоже. Они очень быстро вырастут и придумают что-то свое. Снимут фильмы, напишут книги, у них останется ощущение свободы.
Подготовил Петр Маняхин
Фото Натальи Грединой, Веры Чупровой-Бондарь и предоставлены героями