Край непокорных и мир отверженных: ГК «Стрижи» выпустила книгу об истории Сибири
В центре культуры и отдыха «Победа» состоялась презентация книги «Наша Сибирь. Наследие». Проект ГК «Стрижи» поразил удачным соединением историй героев с именами забытых основателей восточного форпоста России в единое целое с настоящим и будущим поколением сибиряков.
Идея живого научно-популярного проекта о сибирской истории родилась почти тридцать лет назад. Новосибирские археологи Юрий Белокобыльский и Виталий Ларичев немалую часть жизни посвятившие популяризации науки, мечтали привлечь широкое внимание к основателям и жителям Сибири. Но тогда реализовать проект не было возможности. Его завершили сегодня студенты и выпускники Гуманитарного института Новосибирского гуманитарного университета. При поддержке ГК «Стрижи» музейные архивы многолетнего развития Азиатской части России ожили, продемонстрировав богатейшую палитру археологического, культурного и этнографического наследия региона.
На презентации книги присутствовал в том числе и министр культуры Игорь Решетников.
«Современные технологии сделали жизнь проще, спокойнее, и в результате границы между государствами начали стираться. Начали стираться границы между культурами, начали стираться границы между людьми, и в результате мы начали терять что-то такое, что определяет в нас настоящее, что определяет в нас нашу ценность, — отметил генеральный директор ГК „Стрижи“ Игорь Белокобыльский. — Кто-то может с этим смириться, кто-то — нет, и для того, чтобы начать вспоминать себя, некоторые из нас начинают вспоминать своих предшественников, некоторые начинают вспоминать тех, кто определил судьбу нашей земли, тех, кто здесь любил, реализовывался, делал свои подвиги и ошибки. И эта бесконечная череда предшественников выстраивается в некий защитный круг, и тогда ты начинаешь осознавать свою обязанность высказать благодарность тем, кто был до тебя, кто сохранил для тебя эту землю, кто наполнил ее своей сутью, кто наполнил твою жизнь смыслом. И тогда появляется интерес к истории. Проект, который мы создали, родился как бы спонтанно. Это творчество студентов-гуманитариев. Почему студенты? Несколько причин. Первая — им дальше жить, им дальше идти. Вторая — у них „незамыленный“ индивидуальный взгляд. Третья — их эмоция настолько искренняя и чистая, что ей невозможно противопоставить никакие аргументы».
В книге очень необычно структурирован материал. Сибирь представлена не только тяжелым для выживания каторжным краем, но и впервые — территорией возможностей для бизнеса, который развивался не благодаря, а вопреки. Так «сибирские Медичи» — купцы Сибиряковы и Гадаловы, кооператор-первопроходец Аггей Антонов и основатель крупнейшего завода по производству соды Иван Пранг были выходцами из простых небогатых семей.
В Сибирь за надеждой и спасением ехали старообрядцы со всей необъятной Российской империи. В книге «Наша Сибирь. Наследие» мы находим истоки спасительной силы далекого края, благодаря которой сохранилась уникальное культурное наследие представителей этого этноса. Это очень важный акцент: спустя несколько столетий в годы Великой Отечественной войны суровый край даст приют спасавшимся от фашистского наступления жителям центральной России, позволив сохранить промышленные предприятия и лучшие культурные учреждения.
Всего в книге несколько разделов, затрагивающих стороны сибирской истории — «Территория возможностей», «Восточный форпост», «Культурное наследие», «Край непокорных» и «Истоки».
Эпохи и судьбы
Весьма интересен взгляд авторов на историю освоения Сибири. Они представляют ее в неразрывной связи с двумя антагонистами того времени — атамана Ермака Тимофеевича и хана Кучума. В частности, они приводят аргументы о том, что в сибирском походе Ермак действовал вовсе не по прямому приказу Ивана Грозного, как это растиражировано многими источниками. Желание смелого самоуверенного атамана взять судьбу в свои руки шло вразрез с политическими интересами Москвы. Такими же качествами характера отличался и «амурский сокол» Ерофей Хабаров.
Отдельное место занимают в книге судьбы сибирской крестьянки Марии Бочкаревой, основательницы 1-го женского Петроградского батальона смерти и штрихи к портрету пианистки Веры Лотар-Шевченко, потерявшей мужа в жерновах репрессий и сына в блокадном Ленинграде, после восьми лет лагерей вернувшейся в музыку. Воспоминания о великой пианистке, оставленные дочерью математика Алексея Ляпунова Натальей, авторы приводят в книге. Они проливают свет не только на ее жизнь, но и заставляют долго размышлять над наследием предыдущих поколений сибиряков и его глубоком влиянии на судьбы современников.
Ольга Дёгтярева
Партнерский материал