«Люди в телефонах сидят и не видят ступеней»: работники метро Новосибирска рассказали о контроле за всем, что происходит под землей
Журналисты побывали в Ситуационном центре новосибирского метрополитена, который контролирует работу всего предприятия. Старший дежурный рассказал о контроле пассажиропотока, поиске забытых вещей, действиях во время ЧП и главной головной боли работников метро.
«Есть один человек, который круглосуточно контролирует оперативную обстановку, на 100%» — представляют журналистам старшего дежурного Екатерину Корякину сотрудники управления метрополитеном. Она работает в Ситуационном центре, который был создан в декабре 2013 года. Именно отсюда ведется мониторинг обстановки на станциях и других объектах, к которым относятся и метромост, и депо, и вентиляционные шахты.
Пока Корякина рассказывает, чем занимается служба, раздается звонок:
«Я слушаю. Речной вокзал? Понятно, сейчас адресуем энергодиспетчеру, проведем проверку, — Тут же она делает звонок, делает указание направить подразделение, — Отправили, да? Устраните — докладывайте».
145998
В кабинете множество телефонов, которые напрямую соединяются с другими службами метрополитена, и стена с экранами. На мониторах — схема движения поездов по линиям и изображения с камер, которые переключаются кнопками на специальной панели у стола. Всего для видеонаблюдения за станциями, выходами в город и другими объектами используется 755 камер.
Старший дежурный должен оперативно передавать информацию разным службам города в случае чрезвычайных ситуаций, а также быть на связи с другими диспетчерами. На стене висит схема оповещения должностных лиц при нарушениях в работе метрополитена или же в случае чрезвычайных ситуаций.
«Мы имеем ряд прямых телефонов с руководителями метрополитена, пожарной охраны, МЧС, имеем IP-телефонию с Единой диспетчерской службой мэрии, с которой мы взаимодействуем очень активно» — говорит Корякина. Она называет своей задачей координацию и контроль связи всех диспетчеров.
Записи с камер хранятся около месяца. По словам сотрудников, к ним часто обращаются сотрудники полиции. На каждой станции есть кабинеты, похожие на этот, но, если там диспетчеры следят только за своим участком, то из Ситуационного центра можно переключиться на любой из них.
На столе у диспетчера еще несколько мониторов, на нем письма с почты, доклады о погоде, отключениях воды, и графики по пассажиропотоку. Екатерина отмечает, что по данным на 10 утра, второго июля через метро прошло меньше людей, чем первого. По этим графикам они сравнивают пассажиропоток и решают, есть ли необходимость в дополнительных поездах.
«Если после массовых мероприятий у нас идет увеличение пассажиропотока, и мы чувствуем, что пассажиров много, вместе с поездным диспетчером принимается решение о назначении дополнительных поездов, которые выдаются из депо». Рассказ старшего диспетчера периодически прерывается сообщениями о работе метро, раздающимися по громкой связи.
В случае чрезвычайных ситуаций в ситуационном центре создается штаб из руководителей и специалистов служб, руководит им начальник метрополитена.
Есть вопросы, о которых старший дежурный должен уведомить единую диспетчерскую службу мэрии. Это, например, задержка поездов, закрытие вестибюлей или станций, уровень пассажиропотока.
147033
В ситуационный центр также поступают звонки об авариях в инженерных сетях, тогда его сотрудники должны обеспечить безопасное следование поездов. Они же подключаются к контролю за забытыми вещами. Дежурный рассказывает, что каждая сумка, каждый забытый рюкзак или пакет просматриваются и в случае малейших подозрений к ним направляют сотрудников полиции и кинолога с собакой. Если все безопасно, вещь ждет хозяина в комнате забытых вещей. Сотрудники центра говорят о том, что много звонков поступает с жалобами, что кто-то кого-то облил кофе, и поэтому теперь запрещено передвигаться по метро с открытыми стаканами.
Большую составляющую работы ситуационного центра составляет перемещение маломобильных пассажиров. К ним приходит заявка, которая исполняется обычно в течение часа: выделяются люди из дежурного персонала, доставляется до станции ступенькоход, предупреждаются машинисты. Именно с помощью ступенькоходов осуществляется передвижение, а их всего 4 на 13 станций. Машинистов также предупреждают, если видят через камеры скопления детей — школьников или ребят из летних пришкольных лагерей.
Екатерина рассказывает, что к большим городским праздникам они готовятся заранее. Например, о Дне города говорит, что для безопасности пассажиров они увеличивали продолжительность рабочего дня, штат сотрудников, срок работы эскалаторов, выводили больше сотрудников на кассы и выпускали дополнительные поезда. Она отмечает, что в этом году на день города метро перевезло меньше людей, чем в прошлом.
«Бич — это гаджеты, люди с телефонами живут в городе, они не просто передвигаются по платформам и поездам, они спускаются по лестницам, и, как правило, думают, что лестница закончилась, а есть еще последняя ступенька, и вот на этой последней ступеньке может произойти неприятность», — как только заканчивается фраза, раздается звонок, — «Остановили вовремя? Ушла до составления акта, без травмирований, без жалоб, без претензий. Понятно».
Это пришло сообщение о том, что на станции Золотая Нива было падение пассажирки на эскалаторе. В таких случаях его тут же выключает диспетчер, если есть травмы, то сотрудники метро помогают подняться и вызывают скорую, заявила Корякина.
«Мы стоим на страже», — говорит старший дежурный. Для создания ситуационного центра использовали опыт столичных метрополитенов. По словам Екатерины, такие центры есть в Москве, в Петербурге и в Новосибирcке, а в других городах эти функции перераспределены между диспетчерами. Еще она заметила, что все сотрудники метрополитена проходят учения разного уровня, поэтому они готовы к разным чрезвычайным ситуациям.
Дарья Руш