Не самая яркая звезда. Почему космические чиновники обижают Россию
Международный астрономический союз присваивает имена звездам, кометам, планетам, малым телам и другим астрономическим объектам. Кроме него никто не имеет права этого делать, но в честь своего столетнего юбилея МАС решил поделиться полномочиями.
Каждая страна получила по одной звезде в комплекте с экзопланетой, и теперь до конца 2019 года национальные координаторы проводят конкурс в своих странах. Любой человек может предложить имя для звезды и для ее планеты. Это не то что сына или дочь назвать — на кону имя для целого мира, хотя и довольно далекого.
До сих пор звезды, вокруг которых вращаются планеты, обозначались неблагозвучными аббревиатурами вроде HD 164604 или HAT-P-3. В названия планет астрономы добавляли латинские буквы b, c, d. И так далее. Согласитесь, это неудобно. Куда приятнее будет увидеть на табло вылета «Рейс Земля — планета Земляничная, звезда Луговая».
Российский координатор конкурса — доктор физико-математических наук Дмитрий Вибе из Института астрономии РАН, который, кстати, не раз бывал в Новосибирске. На сайте Института опубликованы правила конкурса: «Предлагаемые имена могут принадлежать объектам, людям или местностям, имеющим большое и долговременное культурное, историческое или географическое значение, заслуживающее увековечивания в имени небесного объекта». Необходимы сразу два имени — для экзопланеты и для родительской звезды, связанные общей темой. Имя не должно относиться к политике, религиозным деятелям или военным, а также не нести коммерческий смысл. Длина имени — от 4 до 16 символов.
Время на размышления — до конца сентября 2019 года. После этого национальный комитет отберет заявки для голосования. В МАС передадут одно победившее имя и два резервных вместе со списком всех предложений. Окончательный выбор имени будет сделан до конца года.
России получила скромную звезду HAT-P-3 — это оранжевый карлик, расположенный в 450 световых годах от нас в созвездии Большая Медведица, у ручки ковша. Планета у звезды HAT-P-3 открыта в 2007 году с помощью невыдающегося объектива Canon диаметром 11 см с матрицей 2000×2000 пикселей.
Звезды между странами распределяли члены комитета IAU100 NameExoWorlds. И вот тут-то возникает вопрос о возможной предвзятости. Дело в том, что «наша» звезда слишком слабая, она имеет звездную величину 11,6. Что это значит? Шкала звездных величин логарифмическая. Шаг в одну звездную величину означает уменьшение блеска в 2,5 раза. Так что звезда 12-й величины слабее звезды 6-й величины не в два раза, а в целых 250 раз!
На юбилейном сайте МАС можно найти список всех звезд, доставшихся разным странам. Одна из самых ярких звезд ожидаемо досталась Германии (там расположен Международный астрономический союз) — 6,4 звездной величины. Не обидели и Францию (7,1), Японию (6,6), США (8,2), Канаду (7,9), Австралию (6,7), Южную Корею (6,4) и даже Гондурас (8,0) с Тунисом (6,4). Эти звезды можно увидеть в небольшой бинокль. Слабенькие звезды достались не только россиянам. Похожими светилами 12-й величины «одарили» Монголию, Таиланд, Чехию, Грецию, Данию, Сербию, Словакию, Ирландию.
Как сказал Дмитрий Вибе, еще один критерий распределении объектов в конкурсе — участие страны в изучении данной звезды. Если судить по этому критерию, Россия получила по заслугам. Стране сейчас не до астрономии. Наш 6-метровый супертелескоп БТА был построен в 1975 году. С тех пор, чуть ли не полвека мы не только не строим свои большие телескопы, но и не участвуем в международных проектах. На это у государства нет денег. Поэтому нам достаются звезды, которые очень трудно разглядеть.
Сергей Масликов, президент Новосибирского астрономического общества