Горы в крови. Почему на выборах главы Алтая можно ожидать чего угодно
Кандидаты на пост главы Республики Алтай, до выборов которого осталось семь недель, начинают сдавать документы в избирком, на улицах появляются агитационные билборды, а количество политической рекламы резко возросло. Тайга.инфо рассказывает о том, почему большие выборы в маленькой республике будут непростыми для всех: и для ставленников власти, и для оппозиции.
Качественная трава
16 июля администрация президента России задействовала тяжелую артиллерию — Владимир Путин встретился с врио главы республики Алтай Олегом Хорохординым. Символично, что временный руководитель региона прилетел в Москву на рейсе авиакомпании «Победа» — перевозчик впервые совершил рейс из столицы России в Горно-Алтайск и обратно.
Из разговора Путина с Хорохординым стало понятно, что последнему досталось хлопотное хозяйство: безработица «в два с половиной раза превышает среднероссийский уровень», доходы населения — самые низкие в Сибири, при этом цена на электроэнергию, наоборот, самая высокая в СФО. Оказалось, что после тринадцати лет под руководством Александра Бердникова в Республике Алтай нужно «ремонтировать школы, садики и больницы», а еще не хватает кадров: «в отдаленные районы ни медики, ни учителя особо не едут».
«Я сразу триаду для себя в уме составил, так с людьми и обсуждал это все. Проблема безработицы и низкий уровень доходов — самая большая проблема, которую надо решать», — сказал Хорохордин в кабинете Путина.
Оказалось, что после тринадцати лет под руководством Бердникова в регионе нужно «ремонтировать школы, садики и больницы»
Часто губернаторы в разговоре с президентом заявляют о нехватке денег. Так, руководитель соседнего Алтайского края Виктор Томенко в прошлом году незадолго до своих выборов попросил у Владимира Путина чуть больше десяти с половиной миллиардов рублей: на дороги, на реконструкцию барнаульского аэропорта, на медицинское оборудование и на достройку здания художественного музея. В опубликованной на сайте Кремля стенограмме Хороходин ничего не просит — он рассказывает о «качественной траве», которую едят местные животные на выпасах, и о найденных им «точках роста»: развитии сельского хозяйства, туризма и лесопереработки. Отдельно врио акцентировал внимание на запуске программы кадрового резерва «Команда развития».
147125
Когда-то встреча с главой государства автоматически означала победу кремлевского кандидата на выборах. Однако в прошлом году появились три исключения: Андрей Тарасенко в Приморье, Виктор Зимин в Хакасии и Вячеслав Шпорт в Хабаровском крае. Все они до выборов встречались с Владимиром Путиным, все попали во второй тур, и ни один в итоге не стал губернатором.
«Встреча Путина и Хорохордина прошла в рабочем режиме, никакого напряжения, если судить по кадрам, не было. Понимаете, когда у временно исполняющего обязанности главы региона все плохо, то и президент не поможет. Спросите у Тарасенко. Глава государства не будет встречаться с тем врио, с которым нечего обсуждать. <…> По моим наблюдениям, динамика у Хорохордина положительная. Его рейтинг растет», — считает политтехнолог Андрей Трошкин.
Белые бабочки перед глазами
Ранее в этот же день коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» опубликовал «Рейтинг политической устойчивости губернаторов"Госсовет 2.0″», где Хорохордин набрал 9 баллов и занял последнее место среди всех глав регионов, которым в сентябре предстоит участие в выборах. Олег Леонидович получил минимальные очки за отсутствие «больших проектов», позиционирование и политический менеджмент.
146993
«Значимость качественного политического менеджмента особенно велика для губернаторов-варягов, которые не укоренены в территориях и не имеют отлаженных связей на уровне местных элит. При этом доставшаяся им от предшественников политическая машина не всегда работает идеально», — отмечается в докладе «Минченко консалтинг».
Действительно, Олег Хорохордин — варяг, в 1972 году он родился в соседнем Алтайском крае. Но есть нюансы — с конца 40-х годов прошлого века Горно-Алтайская автономная область была частью Алтайского края. В начале 90-х небольшая по численности населения территория «взяла суверенитета, сколько смогла проглотить» и превратилась в отдельный регион. «Я считаю Горный Алтай своей родиной. Мы же раньше, особенно в советские годы, не разделяли Горный Алтай и Алтайский край, так что я всегда считал, что родился в Горном Алтае», — говорил Хорохордин в мае во время общения с журналистами.
И республика, и горы алтайские — это все мне хорошо знакомо, можно сказать, в крови
Уже летом в интервью агентству ТАСС он рассказал, что еще школьником участвовал в археологических раскопках неподалеку от села Усть-Сема, и поделился самыми первыми детскими воспоминаниями: «Мы с родителями ездили в Горный Алтай. Я помню, как мы летели на самолете и как ехали на автобусе на турбазу „Катунь“. Там были деревянные домики, заборы, лесенки, белые бабочки. <…> И республика, и горы алтайские — это все мне хорошо знакомо, можно сказать, в крови». Так что, вероятно, именно себя Хорохордин имел в виду, когда 13 июля на встрече с местными блогерами заявил, что среди кандидатов на пост главы Республики Алтай «должен быть представитель коренного населения, должен быть алтаец».
«Хорохордин — новый человек, пришлый. Для местных он неформатный, потому что долгое время жил в Москве. Его пытаются связать с Горным Алтаем, но с таким же успехом можно связать с республикой и вас, и меня: кто-то здесь отдыхал, кто-то работал», — прокомментировал ситуацию политтехнолог Андрей Некрасов.
Без опыта политики
Республика Алтай — национальный регион. Из 218 тысяч жителей примерно каждый третий — представитель алтайского народа. Очевидно, что на такой территории чрезвычайно важно правильно выстроить отношения с представителями местной элиты. В докладе «Минченко консалтинг» Олегу Хорохордину выставили штрафные баллы именно за региональные конфликты.
147667
«Главное, про что говорится в докладе „Госсовет 2.0“ — Хорохордин якобы не стал своим. Не соглашусь с этим. Недавнее предложение вновь сделать алтайца [Владимира] Полетаева [с 2014 г. — член Совета Федерации от Республики Алтай] сенатором от региона серьезно укрепило позиции Хорохордина среди местного населения. 16 июля стало известно, что врио назначил известного алтайского общественника Алексея Тюхтенева своим советником. Эти кадровые решения, как и встреча с президентом, произошли на днях и, вероятно, поэтому не отражены в докладе. А они, между тем, серьезно поменяли политический ландшафт в республике», — считает Трошкин.
Хорохордина пытаются связать с Горным Алтаем, но с таким же успехом можно связать с республикой и вас, и меня: кто-то здесь отдыхал, кто-то работал
Кроме того, Хорохордин относится к тем кремлевским назначенцам последней волны, которые не имеют опыта публичной политики — до приезда в регион он работал в аппарате полпреда в ЦФО, в администрации президента и руководил НКП «ГЛОНАСС». В 2018-м году прошел «курсы губернаторов» — стал выпускником Высшей школы госуправления по развитию кадрового резерва. «Участие в „кадровых школах“ пока не гарантирует высокий уровень политического менеджмента», — считают составители «Рейтинга устойчивости губернаторов».
С такими выводами Трошкин тоже не согласен: «Хорохордин публичен настолько, насколько это нужно. Он спокойно, размеренно запускает проекты, работает над их реализацией и думает над новыми. В отличие от того же [Александра] Бердникова [глава Республики Алтай с 2006 по 2019 гг.], который много и громко говорил, но мало делал».
Алтайский Зюганов
На момент подготовки этой статьи всего два человека сдали в избирательную комиссию Республики Алтай документы, необходимые для регистрации в качестве кандидатов на выборах главы региона: это Виктор Ромашкин (КПРФ) и Дмитрий Софронов (ЛДПР).
146224
Выдвинутый КПРФ 60-летний Виктор Ромашкин возглавляет местную ячейку коммунистов уже 20 лет. Это будет его четвертая попытка победить на выборах главы региона — столько же раз его партийный начальник Геннадий Зюганов безуспешно пытался въехать в главный кабинет Кремля. Как и у Зюганова, на каждых следующих выборах результат Ромашкина становился все хуже: 17,62% от общего числа проголосовавших он получил в 1997-м году, четыре года спустя — 11,97%, в 2014-м — 7,72%.
Дмитрий Софронов молод и практически полностью лишен политического опыта. Ему 31 год, работает директором СДЮШОР по зимним видам спорта. С 2017 года координирует региональное отделение ЛДПР. Нет сомнений, что вскоре к этим двоим присоединится Олег Хорохордин. Вероятно, эта троица и будет бороться за голоса избирателей 8 сентября. Но говорить о конкретных сценариях развития ситуации можно только после окончания срока сдачи документов, подчеркивает политтехнолог Константин Лукин.
Выдвинутый КПРФ 60-летний Виктор Ромашкин возглавляет местную ячейку коммунистов уже 20 лет
«Вопрос вопросов — будет кандидат от алтайцев или нет. И если нет, то как они себя поведут? Пока что логика кампании стоится вокруг двух полюсов: голоса будут отдавать либо за власть, либо против власти. Главная интрига в том, насколько сильным будет протестное голосование. Вообще Республика Алтай относится к зоне риска, к зоне второго тура», — размышляет Лукин.
Кроме Хорохордина, Ромашкина и Софронова о намерении участвовать в выборах главы заявили еще пять человек. Впрочем, не исключено, что они не смогут пройти муниципальный фильтр.
«Других фамилий в бюллетене для голосования на выборах главы Республики Алтай с большой долей вероятности не будет. Титульная нация хотела бы, чтобы появился кандидат от алтайского народа. Но проблема Республики Алтай в том, что поговорить они могут, а договориться, к сожалению, нет. И это касается не только политики, но и других значимых для региона общественных вопросов», — комментирует Некрасов.
Избирательная комиссия Республики Алтай принимает подписи в поддержку выдвижения кандидатов в губернаторы до вечера 24 июля. Проверка всех бумаг и официальная регистрация завершится до 2 августа.
Михаил Беднаржевский, специально для Тайги. инфо