МегаФон и Klever потеснили алтайский digital detox
Прекрасные пейзажи и мистический дух Горного Алтая привлекают туристов со всего мира, но для многих непременным атрибутом отдыха сегодня является устойчивая связь, а с ней в республике пока не все в порядке. Мобильным операторам заходить в этот край дорого и сложно. О том, как ретрансляторы и мегабиты покоряют труднодоступные алтайские красоты, в видео Тайги.инфо.
Десять лет назад основатель компании 2ГИС Александр Сысоев приобрел семь гектаров земли на берегу Катуни в Чемальском районе Республики Алтай, примерно в получасе езды от поворота на остров Патмос. Крупнейший разработчик картографического продукта нуждался в месте, куда сотрудники могли бы выезжать на отдых. Так здесь появился тренинговый центр, известный как палаточная база «Солнечная долина».
«Здесь была безалкогольная территория, вегетарианство, йога, кемпинг, палатки, юрты, — рассказывает предприниматель. — Пять лет сюда приезжал фестиваль контактной импровизации — хорошенькие, светленькие ребята, которых совершенно не волновала связь». Маломощный ретранслятор обеспечивал минимальную передачу данных в радиусе двух метров от себя. Любители digital detox окрестили его позорным столбом, и посмеивались над теми, кто не мог обойтись без контактов с внешним миром.
«Приезжали блогеры, не могли запостить фотографии, охали: „Я блогер, как жить?“, — продолжает Сысоев. — Да и у нас большая компания, много сотрудников, мы поняли, что хотим сюда ездить, проводить стратегические сессии, а для этого необходим качественный зал, интернет, видеоконференции». Стремление комфортно отдохнуть на природе с семьей и создать необходимые для выездных бизнес-мероприятий условия заставили переосмыслить концепцию базы. Нашлись инвесторы, которым местечко пришлось по душе. За год построили номерной фонд для полутора сотен гостей.
Сысоев занимался поиском решения организации связи и в феврале 2018 года встретился с директором по развитию корпоративного бизнеса Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Максимом Скворцовым. 2ГИС в это время уже был крупнейшим клиентом дата-центра МегаФона, Скворцов же вынашивал мысль перевести сотрудников 2ГИСа на свой корпоративный тариф. «„Мы сделаем дешевле“, — не работает в принципе, — описывает свои размышления над коммерческим предложением Скворцов. — Поэтому я спросил: „А где мы вам можем быть полезны?“, и услышал в ответ: „У нас есть база на Алтае, где нет связи“».
Через два дня на базе была инженерная команда МегаФона, а через неделю рядом обосновался мобильный КАМАЗ МегаФона. Мобильный КАМАЗ — палочка-выручалочка на крайний случай: бывают истории, когда он едет по трассе за машиной и обеспечивает в ней связь. Но работает КАМАЗ через висящий над Ямалом спутник и дает задержки голосовой связи до десяти секунд. Инженеры понимали, что это решение временное и поставили себе цель, «чтобы на базе про МегаФон не вспоминали: если не вспоминают — значит, все работает»
Вертолетом «затянули» на соседнюю гору автономный ретранслятор или, по-русски, пункт переприема сигнала на солнечных батареях, их мощности и емкости хватает, чтобы обеспечивать энергопотребности устройства в течение двадцати облачных суток. Таких объектов пока всего два и на Алтае, и во всей Сибири. Ретранслятор полностью устранил задержки голосовых передач и гарантированно выдает на прилежащие территории интернет-поток 400 Мбит в секунду, этого достаточно, чтобы обеспечить постояльцам Klever и общение, и кино, и соцсети. Пока в этой точке Алтая связь есть только у абонентов МегаФона, но инженеры предусмотрели возможность поделиться каналом со своими коллегами, которым теперь не обязательно тащить в гору тонны своего оборудования.
139720
«При наладке ретранслятора связисты трижды в неделю поднимались на высоту 840 метров над уровнем моря, 450 метров по вертикали по дикому лесу и скользким камням с тридцатикилограммовыми рюкзаками деталей и инструментов за плечами, — рассказывает инженер полевой эксплуатации МегаФон Михаил Замятин. — Таких труднодоступных объектов в республике порядка десяти, их обслуживают три инженера. Ходить по горам и лесам приходится зимой и летом, при этом по строгому региональному закону связисты не могут иметь с собой огнестрельного оружия на случай встречи, например, с медведем».
Бывший министр природных ресурсов Республики Алтай Александр Алисов с сентября 2018 года занимает должность главы Чемальского района. Туризм Алисов считает основным направлением развития региона и жалеет, что он, «как сложился стихийно, так и развиваться продолжает стихийно». «Отель Klever появился не потому, что государство поставило такую задачу, — сетует глава, — а потому что Александр Сысоев сам приехал и ему понравилось место. К сожалению, только кажется, что у нас туризм и власть идут в одном направлении. Если присмотреться, они идут параллельно. Проектное управление, о котором говорит государство, на местах пока не может работать, часто просто не хватает специалистов».
Дороги, связь и энергетика — три важнейших алтайских вопроса, которые, по словам Алисова, нужно решить, чтобы придать отрасли импульс для развития. «Рядом села Еланда и Толгоек, где просто связи нет, — сообщил чиновник.- Турист приехал: у нас природа прекрасная, люди прекрасные, но к сожалению инфраструктура разрушенная, оставшаяся с советских времен ещё».
136944
Чтобы туристическая база смогла получить почтовый адрес, главе района «пришлось заниматься вопросом вручную: ряд нормативных актов на государственном уровне прописан так, что инвесторов администрация должна вести ручном режиме». С Klever’ом пока, к счастью, все получается: почтовый адрес, юридический адрес, лицензия на алкоголь для ресторана, легализованные радиочастоты и авторизованный Wi-Fi, но все это требует многих месяцев работы.
На вопрос, как могут сочетаться алтайские красоты с советскими руинами и современными базами-недостроями, которые путешественники наблюдают вдоль трассы и Катуни, Александр Сысоев отвечает: «Все очень просто, предыдущее поколение научили делать так и никак иначе. И нас не научили заниматься бизнесом, когда предприниматель вкладывает свои средства, и сам отвечает за качество того, что делает. Такая традиция, но мы стараемся помаленьку это менять. У нас интересная компания, качественный продукт, качество у нас в крови, поэтому и здесь мы захотели сделать очень качественную территорию. Мы понимали, что только для себя „не вывезем“, потому что вложений достаточно много. Вокруг нас уже двенадцать дополнительных бизнесов, которые и основную компанию обслуживают, и работают на рынок. Тем самым для своих сотрудников мы резко уменьшаем цену: сервис для них идёт практически по себестоимости, а внешне услуга качественно оказывается по нормальной рыночной цене, иногда даже чуть ниже среднерыночной, и очень много клиентов к нам едут».
Живописный участок Сысоева сегодня продолжают благоустраивать: для туристов возводят новые эко-домики с цветочными названиями, заливают дорожки, в теплицах созревает урожай, по траве маршируют суслики, а в шезлонгах на берегу реки уже загорают первые гости-везунчики. Осенью Klever Resort&Spa, по словам управляющей Натальи Ролдугиной, будет сдавать экзамен на звезды: четыре или пять. Впрочем, по мнению некоторых представителей блогерско-журналистского десанта, шефу здешней кухни уже справедливо начислить пару мишленовских звезд за плов, хариуса и косулю.