Новосибирский бизнесмен о развитии солнечной энергетики и нефтяном лобби
В России вслед за всем миром наблюдается существенный рост спроса на солнечные электростанции. При этом потребители только начали ощущать преимущества новых технологий. В перспективе возобновляемые источники энергии (ВИЭ) могут стать такой же обыденностью, как смартфоны. Новосибирский бизнесмен Илья Лихов, занимающийся производством солнечных батарей и литий-ионных аккумуляторов, рассказал Тайге.инфо об экономике альтернативной энергетики, нефтяном лобби и нежелании потребителя слушать дизель-генератор.
Солнечная энергетика в России: взрывной рост
Мы находимся на пороге взрывного роста рынка солнечной энергетики в России. Спрос на возобновляемые источники энергии в мире в принципе последние лет 10 неизменно растет при одновременном снижение стоимости технологий производства компонентов. В то же время в России потребители только начали ощущать все преимущества таких технологий, пробовать и тестировать небольшие энергоустановки мощностью от 10 до 100 кВт.
С начала 2019 года мы видим многократный рост спроса на солнечные электростанции, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, при этом большинство установок закупаются с целью тестирования, а порядка 20% из этих заказчиков разместили заказы на увеличение установленной мощности солнечных электростанций уже после первых 2−3 месяцев эксплуатации.
Решения для Сибири
Основными потребителями в Сибири являются, как владельцы личных подсобных хозяйств, дач, так и коммерческие и промышленные предприятия, в первую очередь владельцы коммерческой недвижимости — складских и производственных комплексов, небольших гостиниц, а также фермеры.
Как правило, это солнечные электростанции (СЭС). Спрос на подобные решения в Сибири и на Дальнем Востоке ежегодно растет на 30−50%. Так, например, в июле на Алтае солнечной электростанцией впервые в России была оснащена лыжная база.
Спрос на солнечные электростанции в Сибири и на Дальнем Востоке ежегодно растет на 30−50%
Ежегодно она позволит владельцу экономить на электричестве до 4 млн рублей в год, а также обеспечит бесперебойным источником энергии. Результаты работы установки настолько превзошли его ожидания, что заказчик уже начал увеличивать мощность солнечной электростанции.
В чем выгода?
Спрос на такие решения в России уже растет, и, по нашим оценкам продолжит расти как минимум на 30−40% ежегодно. Этому будет способствовать несколько факторов.
Первый — состояние рынка. Сегодня рынок относительно пустой, а солнечной энергии на территории Сибири больше, чем во многих странах Европы. В тоже время Сибирь — это огромные территории, которые далеко не всегда имеют подключения к центральному энергоснабжению, что открывает большие возможности для рынка локальной генерации энергии, в том числе от солнца.
Росту спроса на солнечную энергию будет способствовать низкая стоимость
Второй — низкая стоимость солнечной энергии. Чтобы подкрепить фактами, приведу результаты недавнего тендера на солнечную энергию в Португалии. По его результатам стоимость киловатт-часа по текущему курсу составила чуть больше рубля. Для сравнения в Новосибирске в пиковые часы она дороже в 3 раза и достигает 3,31 руб./КВт.ч. Я уж не говорю про удаленные районы как, та же лыжная база (7 руб./КВт.ч). Получение технических условий для подключения к централизованному электроснабжению собственники получают также дольше и обходится им это дороже. В среднем один-два года против трех месяцев (СЭС) и 1−2 млн рублей против аналогичной или даже меньшей стоимости фотоэлектрической станции.
Нефтяное лобби
На мой взгляд, все эти разговоры (Владимир Путин рассказывал, как черви вылезают от ветряков, а птицы гибнут — прим. Тайги.инфо) отражение давления нефтяного лобби, а сами утверждения настолько нелепы и голословны, что вызывают в лучшем случае недоумение у тех, кто разбирается в вопросе. Но время и экономика все расставят по местам. Наше общество очень рационально и все меньше прислушивается к тому, что читают с бумажки официальные лица, больше доверяя тому, что видят своими глазами и считая деньги в своем кошельке.
Наше общество очень рационально и все меньше прислушивается к тому, что читают с бумажки официальные лица
Главное — выгоден ли переход на солнечную энергетику для самих потребителей и бизнеса, в особенности, когда живешь за городом и тебя кормят «завтраками» о подведении газа и о скором подключении к стабильному источнику электричества. Слушать тарахтящий дизель-генератор и возиться с соляркой хотят далеко не все, а бизнесмены умеют считать деньги и часто бывают за границей, где их коллеги массово переходят на собственную локальную генерацию. Потребители голосуют рублем и стремительный рост отрасли ВИЭ тому подтверждение.
О предубеждениях и законодательстве
В мире, включая даже африканские страны, сложностей в этой отрасли нет, скорее есть даже гонка между странами и компаниями за право иметь кусок пирога. Вдумайтесь только — наш сосед Китай только в 2018 году построил солнечные электростанции общей мощностью 44,3 ГВт и около миллиона станций для электрокаров. В Казахстане, к слову сказать, сейчас тоже бум на солнечные технологии.
В России, на мой взгляд, главные ограничители — предубеждения о возможностях солнечных технологий и законодательство.
Достаточно принять закон, который позволит владельцам солнечных станций продавать излишки энергии в общую сеть
Чтобы избавиться от ограничений, тормозящих развитие отрасли, для начала более чем достаточно принятие очень простого закона, который позволял бы владельцам солнечных электростанций продавать излишки энергии в общую сеть (работает в мире уже почти 30 лет), или как минимум принимать отданную энергию к зачету в балансе.
Еще больше усилит спрос популяризация возобновляемых источников энергии, а также налоговые льготы и субсидии, как это принято в большинстве стран мира.
Уверен, что [отрасль] ждет рост. Как это было на заре отечественного рынка мобильной связи и интернета. Сейчас смартфоном никого не удивишь. Они есть у всех и продаются везде. Это же, как показывают мировые тенденции, ожидает и рынок солнечной энергии.
Илья Лихов, генеральный директор Neosun Energy (Гонконг/Россия)