ООО «ЛЭМ»: отзывы строителей о пожарах в Иркутской области
Каково это — строить линию электропередачи в Иркутской области, когда введён режим ЧС, а из-за смога не видно неба? Рассказывают сотрудники ООО «ЛЭМ».
В конце июня главной темой в СМИ стали обширные лесные пожары. За три последних года площадь этого бедствия в стране увеличилась1 в 3,2 раза. Если в 2016 году огонь прошёл 2,7 млн га, то в 2018 году — 8,5 млн га. Особенно сильно от пожаров пострадала Восточная Сибирь. В начале июля в Иркутской области ввели режим ЧС, а в разгар бедствия в зону задымления попало2 более 100 населенных пунктов.
В тяжелых условиях сотрудники ООО «ЛЭМ» выполняют работы по строительству воздушной линии электропередачи напряжением 500 кВ Усть-Илимская ГЭС — Усть-Кут № 2. Поступающая информация с места строительства линии электропередачи говорит о плохой видимости, сильном смоге и приближении пожаров вплотную к трассе. Мы поговорили с тремя строителями, которые прямо сейчас трудятся в сердце Иркутской области.
Герои материала:
Игорь Витязев — начальник группы управления строительством (ГУС). Координирует ход строительства, взаимодействует с субподрядными организациями, госорганами, заказчиком, местной администрацией.
Эдуард Богряцов — заместитель начальника группы управления строительством. Когда начальник ГУС на выезде, берёт на себя его обязанности и руководит управлением строительства.
Сергей Семёнов — начальник строительного участка. Ведёт общее руководство своего строительно-монтажного участка.
Все герои работают на объекте с начала 2018 года. Материал основан на отзывах сотрудников ООО «ЛЭМ» и официальной статистике.
Объект строительства
Объект строительства «ВЛ 500 кВ Усть-Илимская ГЭС — Усть-Кут № 2» — это 300-километровая линия электропередачи, пересекающая 16 автодорог, 4 железные дороги и 28 рек и ручьёв. Строящаяся линия необходима для надёжного электроснабжения БАМ, Восточно-Сибирской железной дороги и потребителей Иркутской энергосистемы.
После дождей видимость на участке становится лучше, но не намного
Линия электропередачи проходит по территории Иркутской области. Климат непредсказуем и суров. Все, кто едут сюда работать, знают, что из-за погодных особенностей здесь случаются лесные пожары. Всего в 2018 году от огня в области пострадало3 74 тыс. га, а в 2017 году — 235 тыс. га. Однако всё это не идёт в сравнение с обстановкой 2019 года, когда пожары охватили более 706 тыс. га леса только в Иркутской области.
По информации4 Счётной палаты РФ, ущерб от лесных пожаров с января по июль 2019 года по стране составил 2,5 млрд рублей. За это время в стране произошло более 7600 пожаров. Половина из них началась по вине человека, 24 % перешли с других земель, а в 19 % виноваты грозы.
Пожарная охрана на объекте
Это не габаритные огни. Неделями стоит смог, солнца почти-что не видно.
«Мы знали, что можем столкнуться с пожарами», — говорит начальник строительного участка Сергей Семёнов. По его словам, сотрудники регулярно получают оперативные сводки и сообщения служб МЧС. Это стандартная процедура. Впервые огонь заявил о себе в конце мая 2019 года — недалеко от участка работ произошёл пожар. В его ликвидации участвовали и сотрудники ООО «ЛЭМ». Впрочем, тогда они столкнулись с «рядовым» пожаром.
На территории строительства должен быть проработан контроль за пожарной безопасностью. Например, компания не может просто приехать с техникой и рубить лес. Для начала необходимо сформировать проект освоения лесов и получить его согласование в Министерстве лесного комплекса Иркутской области.
«Это регламент действий нашей организации по вырубке просеки, — объясняет начальник группы управления строительством Игорь Витязев. — В этом проекте один из пунктов — противопожарные мероприятия, по которым мы должны в каждом территориальном лесничестве (на протяжении трассы их три) организовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря. Это автомобиль повышенной проходимости с набором инструментов: от аптечек первой помощи до топоров, бензопил и ранцев для тушения пожара. В начале пожароопасного периода лесничество приезжает с проверкой».
Пожары перемещаются и местами подходят вплотную к трассе
Местные власти заранее извещают о начале пожароопасного периода.
«С весны, ещё до схода снежного покрова по Иркутской области вводится ограниченный режим въезда в лес. Чтобы получить пропуска на выезд в лесной массив, приходится обращаться в администрацию, предоставлять список техники, которая будет участвовать в строительстве. Здесь это всё контролируется. Также лесничество заранее письменно уведомляет о начале пожароопасного периода, предупреждает, что разводить костры запрещено. Из-за сильных пожаров в этом году на территории Нижнеилимского лесничества вообще был введен режим ЧС с полным запретом выезда в лесной массив.», — поясняет Игорь Витязев.
Обстановка в разгар пожаров
Эдуард Богряцов — заместитель начальника группы управления строительством. Он вспоминает, что об особо крупных пожарах в регионе строители узнали в начале июля. Неожиданностью новость не стала — лето выдалось очень засушливым, а дождей практически не было.
В «ясную» погоду можно увидеть горизонт
Отзывы сотрудников ООО «ЛЭМ» подтверждают: над зоной строительства неделями висит смог, а видимость не превышает 100 метров. С этим связаны основные трудности. Пока большой огонь не проходил через зону строительства, но всё окутано дымом.
Представьте себе: при монтаже провода сидишь на опоре, высоко над землёй и вдруг из тумана на тебя выплывает гирлянда с изоляторами.
«Был момент с перемещением пожара вплотную к трассе: пришлось технику выгонять — была угроза возгорания техники. Плюс неприятно, когда на трассе монтажники работают в дыму. Нет ничего хорошего в том, чтобы дышать гарью и не видеть неба. Но все понимают, что приехали строить. Руки никто не опускает», — замечает Игорь Витязев.
Плохая видимость обязывает принимать дополнительные меры предосторожности: вести более тщательный инструктаж рабочих, проявлять гибкость при планировании работы в зависимости от пожарной ситуации вдоль участков трассы.
«Недавно устраивали переход через автомобильную дорогу, где по согласованию с ГИБДД и администрацией мы должны были работать с 3 ночи до 7 утра. После ночной работы нам предстояло отвизировать провод и проверить габарит. К сожалению, из-за задымления геодезисты с трудом смогли этот провод увидеть в тахеометр», — признаётся Игорь Витязев.
Помощь пожарным
Без специальной техники до труднодоступных территорий не добраться
По мнению Счётной палаты, в аномальном распространении огня виновато в том числе отсутствие необходимой техники и неукомплектованность подразделений наземной охраны в регионах страны. «Авиалесоохрана» подтверждала5 эту информацию: большая часть пожаров находилась в труднодоступных районах.
«Тревожные» звонки происходят примерно раз в неделю: «Пожар вышел к вашей линии, срочно принимайте меры».
ООО «ЛЭМ» тесно сотрудничает с местным лесничеством и администрацией. Специфических навыков у строителей нет, зато можно помочь добраться до труднодоступных территорий. «В основном помогаем тяжёлой техникой: бульдозерами, экскаваторами и тралами, — объясняет начальник группы управления строительством. — Буквально сейчас поступило требование от Нижнеилимского лесничества. Сегодня ещё созванивались, они просили дать машинистов и технику».
Техника нужна для строительства. Каждый её выезд по делам лесничества замедляет выполнение запланированных работ на объекте. Благо, строительство ведётся с опережением графика, и линия будет сдана в обозначенные сроки несмотря на задержки, вызванные отвлечением техники. Отказывать в помощи лесничеству в любом случае было бы неправильно.
-----------
Источники:
¹ - ach.gov.ru/press_center/news/36945 (сайт “Счетная палата РФ”)
² - ria.ru/20190809/1557324413.html (сайт “РИА Новости”)
³ - tass.ru/sibir-news/6758232 (сайт “ТАСС”)
4 - facebook.com/auditgov/posts/1159892250879921 (профиль “Счетная палата РФ”)
5 - https://aviales.ru/popup.aspx?news=5499 (сайт "Федеральное агентство лесного хозяйства")