Политика между нот: в Новосибирске покажут фильмы о протесте в музыке
Фестиваль документального кино Beat Weekend откроется в Новосибирске 9 октября. В программу вошли сразу три ленты, исследующие подрывную роль музыки и гражданскую активность артистов в современном мире — в Лондоне, Тбилиси и Кабуле. Специально для Тайги.инфо музыкальный критик Александр Морсин рассказал, что критикуют и за что борются музыканты и их поклонники на экране.
«Пи Джей Харви: A Dog Called Money» (Шеймус Мерфи, 2019)
Портрет живой легенды альтернативного рока Пи Джей Харви, взявшейся за новый альбом по следам путешествий в горячие точки.
Пи Джей Харви отправляется в не самые благополучные уголки земного шара с блокнотом в руках: ей нужны новые впечатления, сюжеты для песен и, кажется, сильная эмоциональная встряска. Певица бродит посреди черных гетто в Вашингтоне, в разрушенном войной доме в Косово, на заставе в Сирии, на свалке в Афганистане. Всюду жизнь, приходит к выводу Харви и мгновенно собирает из путевых заметок наброски для песен. В студии они превратятся в куплеты и вот-вот войдут в ее новый альбом «The Hope Six Demolition Project» — об оружии, нищете, забытых богом окраинах и «порхании долларовых купюр».
В дороге Харви сопровождает автор фильма — военный фотограф Шеймус Мерфи, не понаслышке знающий, как настроить фокус на человеческую драму и боль. Вместе они прокладывают глобальную карту незаживающих ран и пытаются дать слово буквально всему живому, что видят вокруг. В кадр попадают активисты, наркодилеры, цыгане, уличные музыканты, баптисты, пограничники и бездомные дети. Харви идет на кладбище, в придорожные рынки, обстрелянные кинотеатры, знакомится с местными музыкантами и откликается на любое предложение. «Здесь жили деревенские люди. Теперь я хожу по их вещам в своих дорогих кожаных сандалиях», — тихо недоумевает певица. До прямых параллелей с мародерами дело не дойдет, но ход режиссерской мысли понятен: песни о реальных людях и событиях недавнего прошлого — это всегда грабеж чужой жизни. Другое дело, что на альбоме певица все вернет сполна.
«A Dog Called Money» — это хладнокровный роуд-муви без начала и без конца, потому что никак иначе песни не пишутся. Из партизанских вылазок в суровую реальность Харви принесла одиннадцать песен-репортажей, которым нельзя не сопереживать. За каждым персонажем стоит прототип, за каждой историей — реальный случай. Певица бесстрашно раскрывает карты и выдает секреты творческой алхимии: вот откуда выросли эти песни, вот что я видела своими глазами. За записью альбома между тем подглядывают приглашенные в студию поклонники. Вместо стен там одностороннее стекло: пришедшие видят Харви, а она — свое отражение. Зрители «A Dog Called Money» видят сразу всех. И это еще не самый остроумный ход Мерфи и Харви в ленте.
«Raving Riot: Рейв у парламента» (Степан Поливанов, 2019)
Поразительная хроника двух дней — и одновременно нескольких поколений — из жизни молодежи в Тбилиси, отстоявшей свое право на свободу и рейвы в клубах.
Герои новой грузинской электроники и клубной культуры Тбилиси, свободно говорящие на английском, признаются в любви главной музыке своей жизни — и тяжело переживают конфликт с ревнителями традиций. Диджеи, тусовщики, устроители подпольных вечеринок и простые студенты говорят о клубах, как об уникальном месте, где они могут выразить себя и обрести настоящую свободу. Говорят и показывают, где эта любовь зародилась, где обитала, пока они росли, и где им пришлось ее спасать. Выглядит и смешно, и страшно: электронная музыка пришла в страну, где не было электричества.
Старшее поколение, как и положено, резко против. «Это что-то вроде социального договора. Днем Грузия принадлежит им, а ночью — нам», — описывает положение дел один из героев фильма. Незаметно из музыкальных микроисторий «Raving Riot» вырастает масштабное полотно о гражданском сопротивлении в самом центре Тбилиси— «нового Берлина», как называют город местные лидеры грузинской техно-сцены. Так лента подходит к кульминации: полицейскому рейду в двух клубах и последующим акциям протеста перед парламента на улице Руставели в мае 2018 года. «Танцуем вместе — боремся вместе!», — скандируют тысячи молодых людей и решают превратить площадь в танцплощадку. Их ждет «главная вечеринка в жизни», которая определенно войдет в историю страны.
Об отношениях с полицией и властью, о рейве в армейском бассейне и цене хорошего настроения — во вступительном слове к фильму в «Победе» расскажут создатели приложения Happ Core (AppStore и GooglePlay) и организаторы легендарных вечеринок Popup Cinema Night Млад Травков и Егор Ширинский.
Everybody in the Place: Рейв как забастовка (Джереми Деллер, 2018)
Умная, но увлекательная лекция мечты о хаус-дискотеках как мировом социальном катаклизме: в роли учителя — современный художник и знаток контркультуры.
Художник и куратор Джереми Деллер, представлявший Англию на Венецианской биеннале, приходит в обычную школу и спокойно рассказывает о зарождении хаус-музыки. Однако вместо музыкальной родословной он знакомит класс с обстоятельствами, в которых стала возможна новая танцевальная культура. Так у ленты появляется подзаголовок «Неполная история Британии: 1984−1992». Впереди — безупречно выстроенный рассказ искусного лектора-постмодерниста, ставящего в один ряд забастовки шахтеров, правила церковных общин и марксистские теории.
Деллер основательно подготовился: он принес собой фрагменты из телешоу, документальных фильмов, семейных архивов и выпусков новостей. А затем позволил ученикам побывать в шкуре первых хаус-диджеев — выставил на стол микшеры, пульты, ритм-машины и разрешил делать с ними все, что угодно.
«Наркоманские притоны, бордели, смертельные ловушки — эти дискотеки как только не называли, но что происходит на самом деле?» — звучит в одном из английских ток-шоу конца 1980-х. Деллер детально реконструирует общественную дискуссию, развернувшуюся вокруг феномена хаус-дискотек и дает слово всем сторонам. Оказывается, совсем недавно безудержные танцы на открытом воздухе, где было легко достать допинги, воспринимались как едва ли не главная угроза человечеству. К чему привела подобная политизация танцев и как клубы превратились в революционные ячейки, Деллер уяснил буквально в одном предложении. И его точно стоит услышать.
Beat Weekend — региональная версия московского Beat Film Festival — пройдет в кинотеатре «Победа» с 9 по 13 октября. В программу вошло шесть картин, запланированы дискуссии о русском конструктивизме и дизайне.Полная программа Beat Weekend 2019 и расписание показов доступны на сайте фестиваля и кинотеатра.