Новосибирск теряет миллионы на торговле. Как на Хилокском рынке уходят от ответственности

© Кирилл Канин
Новосибирск теряет миллионы на торговле. Как на Хилокском рынке уходят от ответственности
23 Окт 2019, 05:39

«Черные» схемы торговли с фур в Новосибирске и разборки со стрельбой рядом с Хилокским рынком — тема очередного выпуска программы «Чё», совместного проекта телекомпании НТН24 и Тайги.инфо. Кто должен наказывать за неуплату налогов? Какие нарушения обнаружены экспертами? Что грозит покупателям? Эти и другие вопросы обсуждаются в студии.

Приводим расшифровку беседы юриста Ольги Забалуевой и журналистов Тайги.инфо Алексея Мазура и Евгений Мездрикова, а также комментарий руководителя Сибирского федерального центра оздоровительного питания Якова Новосёлова, который побывал на левобережных рынках и попробовал закупить там продукты. Программа записана после публикации материала «Рэкет и оргпреступность. Что стоит за стрельбой в левобережье Новосибирска».

Новосёлов: В рамках работ по экспертизе и на Хилокском рынке, и на прилегающих территориях были выявлены многочисленные несоответствия требованиям законодательства. Во-первых, фактически везде отсутствовали кассовые чеки либо другие приходно-кассовые документы. Это говорит, в принципе, о том, что не платятся налоги, идет оборот «черной» наличности. Куда она потом идет, на какие цели, сказать очень сложно.

Во-вторых, у большинства из торгующих организаций нет даже названий. Хотя они должны быть, и потребитель имеет право знать, как называется та организация, у которой он покупает какую-либо продукцию. Кроме того, чаще всего нет никаких деклараций о соответствии. По крайней мере, их отказываются предоставлять. Это так же является серьезным нарушением. А в ряде случаев, когда нам предоставляли декларации, они оказывались поддельными. А это уже уголовное преступление — подделка документов.

Мазур: Я очень рекомендую почитать этот материал на Тайге.инфо, там много очень интересного. Например, у нас, оказывается, до сих пор действуют, скажем так, сборщики дани на дорогах, которые с каждой проезжающей фуры берут деньги. Эти фуры знают, где надо встать, отдать деньги. Но почему это не приводит к действиям полиции или других правоохранительных органов. Также все знают о том, что торгующие на левобережных рынках тоже платят за безопасность. И вот эта стычка со стрельбой тоже была связана с тем, кому платить — тем или этим. У тех дешевле, а у этих надежнее.

К вам, Ольга, вопрос, как происходит эта торговля, насколько это законно?

Забалуева: Я могу делать выводы из той информации, которая есть в СМИ. И, в частности, Яков Борисович Новосёлов говорил, что нет контрольно-кассовой техники, не оформлены юридические лица или ИП у торговцев. И, соответственно, непонятно, как деньги собираются, приходуются и на какие цели потом тратятся. Мне кажется две этих темы — комментарий эксперта и разборки на рынке — связаны. Потому что когда нет правового поля, когда люди не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лицо, когда присутствует «черная» наличка, всегда возникают различные споры, убийства и так далее.

Мазур: Я бы хотел уточнить все-таки схему, по которой происходит торговля. Правильно ли я понимаю, что фуры заезжают через таможенный пункт, доезжают до Новосибирска и заезжают на эти рынки — один из которых Хилокский, но, насколько я понимаю, он там не один? И там начинают прямо с фур торговать? Я не был сам на Хилокском рынке, это так происходит?

Забалуева: Практически, да. Насколько я понимаю, они арендуют, в частности, на Хилокском рынке место под торговлю, платят арендную плату. И, как пояснял депутат [Алексей] Александров, были многочисленные проверки, но именно у ЗАО «ТЦ Хилокский» нарушений никаких не выявлено. Я бы хотела обратить внимание не на это ЗАО как на юридическое лицо, а именно на тех торговцев, которые фактически торгуют, надо проверять-то их. Потому что как раз у них нет зарегистрированных ИП, то есть они не платят налоги в Российской Федерации, нет документов о товаре.

Понятное дело, что ЗАО «ТЦ Хилокский» просто продает арендное место. А нарушения эти как раз тех лиц, которые непосредственно торгуют. Плюс рядом с Хилокским рынком есть так называемый «бахчевый» рынок, где торгуют с фур арбузами и дынями. И, в частности, одному из общественников Новосибирска был дан ответ, что данная территория не была сдана в аренду и не предназначена вообще для торговли. И сейчас, как поясняет мэрия, там будет проводиться проверка. Но насколько эта проверка будет действенна, увидим.

Мездриков: А каким образом регулируется сертификация продукции — то, что поступает и продается. Кто-то это изучает, проверяет?

Забалуева: Смотрите, сейчас такая ситуация, что на каждый товар должна быть выдана декларация о соответствии. Как она выдается? Вы проводите лабораторную экспертизу товара, приносите протокол испытаний, что ваш товар соответствует техническому регламенту, и вам выдают декларацию на основе этого протокола испытаний, что ваш товар соответствует нормам.

Потом это проверить достаточно сложно. Потому что у нас действует закон о защите прав юридических лиц — нельзя проводить проверки чаще, чем раз в три года, Роспотребнадзор может проводить такие проверки только по обоснованной жалобе потребителя. Соответственно, то, что вы продаете потом и то, что вы принесли в лабораторию, может быть разным. В частности, на Хилокском рынке у нас была такая ситуация: мы закупали товар, нам в одном месте выдали декларацию о соответствии, она оказалась поддельной, выданной другому юридическому лицу и вообще на другой товар.

Мездриков: Обратите внимание, сколько летом появляется торговых точек на улице, посреди дороги, где можно купить овощи и фрукты. Очень много вопросов к ним. И депутаты горсовета, например, возмущались, но толку никакого. Я думаю, там большая часть фруктов и овощей как раз с Хилокского.

Забалуева: Ну да, здесь надо бороться с первопричиной, а не с последствиями. У нас в Новосибирске с нестационарными объектами вообще все плохо. Потому что мэрия их реально не учитывает, не хочет их сносить, а, если хочет, то какие-то определенные. И многочисленные жалобы не помогают. Здесь, естественно, недоработка, прежде всего, мэрии Новосибирска. Большинство же этих объектов расположено на муниципальной земле. Эти должна заниматься мэрия. Она этим не занимается. А кто еще будет? И вот мы ходим по такому замкнутому кругу.

Но если у нас изначально будет поставляться качественная продукция даже в эти палатки с того же Хилокского рынка, мне кажется, для потребителя именно проблем не будет.

Мазур: На продовольственных рынках довольно большой объем продаж. Мне хотелось бы понять, а где происходит момент уплаты налогов за эту торговлю?

Забалуева: На самом деле, это самый острый вопрос, который, мне кажется, интересует всех. И, прежде всего, должен интересовать ИФНС по Новосибирской области. Потому что, как я уже сказала, большинство этих торговцев не зарегистрированы в качестве налогоплательщиков на территории РФ. Соответственно, они не платят налоги, но при этом собирают деньги с населения и оптовых покупателей за привезенный товар. Куда эти деньги уходят и как они их вывозят обратно в свои страны — тоже непонятно. Этим должна заниматься ФНС, прокуратура, Росфинмониторинг и другие контролирующие органы.

Кассовые аппараты, как я уже сказала, там в принципе отсутствуют. То есть чек вам не выдадут. А почему? Потому что вам скажут, что не зарегистрированы в качестве ИП и ООО. А как их можно штрафовать? И это, опять же, такой замкнутый круг, по которому мы ходим. Соответственно, нужно сначала привлекать к ответственности за отсутствие регистрации и неуплату налогов, а затем уже предъявлять все остальные требования, которые предъявляются к таким же российским организациям.

К примеру, к бабушке, которая торгует на площади Ленина, подходят трое полицейских и спрашивают, как она уплачивает налоги. Я лично видела такой случай. А тысячи мигрантов, которые непонятно как въехали, непонятно, есть ли у них разрешение на работу, непонятно, почему они там стоят и кому платят деньги… При этом бюджет Новосибирска теряет миллионы рублей.





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2025
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года