Памятник жертвам политического террора открыли в Коченево
Памятник жертвам репрессий установили в Коченево Новосибирской области. «Хотелось бы всех поименно назвать, но отняли список, и негде узнать», — сказано на мемориальном камне.
Памятник жертвам террора, открыли около коченевского ДК «Рассвет», сообщил Тайге. инфо координатор новосибирского «Мемориала» Александр Рудницкий. Инициатором стал Владимир Вовк.
«23 мая 2019 года инициативная группа, в которую кроме него вошли его [Владимира] брат, сестра, настоятель храма протоиерей Тимофей Морев, председатель районного совета ветеранов Нина Харченко и еще несколько человек, подали главе Коченевского района Андрею Новоторженцеву заявку на возведение памятника в центре поселка. У каждого из членов инициативной группы кто-то из близких, а часто и не один, погиб во время террора, — рассказал Рудницкий. — Особого энтузиазма эта инициатива не вызвала, но около ДК „Рассвет“ было выделено место для памятника».
Камень помог привезти депутат заксобрания Александ Барсуков, местная администрация сделала бетонную площадку, Владимир Вовк изготовил табличку с надписью: «Память жертвам политических репрессий в Коченевском районе 1920х -1950х годов. Хотелось бы всех поименно назвать, но отняли список, и негде узнать».
135094
Памятник открывали, в том числе родственники репрессированных. Одна из них, Надежда Шуганова, рассказала, что последний раз видела отца, когда ей было 5 лет. «За то, что он усомнился в правдоподобности всего, что пишется на бумаге, его утром забрали навсегда», — привел ее слова Рудницкий.
«Этот памятник нужен живым, чтобы помнили, чтобы могли прийти и поклониться памяти людей, невинно павших в годы репрессий. Память народа — это знание истории, знание того, что было. А было разное. Было то, чем мы по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, а было и то, о чем предпочитаем молчать… Когда люди забывают свою историю, трагедия может повториться. Нам забыть эти годы нельзя», — выступил Александр Барсуков.
«Когда читаешь расстрельные списки, пробирает дрожь, — заметил протоиерей Тимофей. — И нам хочется помнить этих людей. Когда читаешь эти имена: рабочий железной дороги, крестьянин, колхозник, бухгалтер — все они в какое-то время оказались диверсантами, предателями, Около ста человек из нашего района были приговорены по этим сложным обвинениям к высшей мере наказания, к расстрелу… И нам хочется помнить этих людей. Что-то сделать, чтобы они помнили, что их не забыли, что они не зря жили, трудились, что дети их, внуки, правнуки помнят о них».
Мемориальный камень будет напоминать не только о «погибших в сталинской мясорубке», но и о страшных последствиях фанатизма, отметил Рудницкий.