Как учитель химии начал делать наркотики в Иркутске из-за недостатка денег
Бывший учитель химии из Иркутска вместе со знакомым решил производить наркотики. Ему дали 11 лет, несмотря на признание вины и двух детей, один из которых — инвалид.
13 ноября иркутское управление ФСБ отчиталось о приговоре 39-летнему мужчине. Шелеховский городской суд признал его виновным в незаконном производстве и сбыте синтетических наркотиков в особо крупном размере. Он получил 8 лет колонии строгого режима.
Ведомство назвало его подельником 52-летнего жителя Иркутска, который ранее получил 11 лет колонии строгого режима. Этим мужчиной оказался бывший учитель химии Эдуард Прокопьев, а его соучастника, о приговоре которому и сообщило ФСБ, зовут Максим Крачко, выяснила Тайга.инфо.
Учитель
Эдуард Прокопьев некоторое время преподавал в одной из школ региона. По образованию он — учитель химии и биологии. В августе 2015 года он окончил курсы повышения квалификации по направлению «лаборант химического анализа».
Прокопьев, судя по показаниям свидетелей, которые цитирует приговор облсуда, оказался «в трудном материальном положении». Он развелся с женой, жил на ее даче около поселка Большой Луг в Шелеховском районе. При этом он продолжал помогать семье: один ребенок был несовершеннолетним, а у дочери — инвалидность. Lada Granta, на которой ездил Прокопьев, тоже принадлежала бывшей супруге.
В 2015 году его давний приятель Максим Крачко, у которого тоже были проблемы с деньгами, предложил химику делать наркотики. Сам Крачко — экономист по образованию. Они договорились о совместном бизнесе весной 2016 года. К тому моменту, учитель уже не был официально трудоустроен.
148532
«Первоначально долгое время не получался конечный продукт, — цитирует облсуд показания Крачко. — Поэтому в начале 2017 года решили купить химический реактор, в том числе и для производства в большем объеме. В интернете нашел адрес, где можно купить химический реактор и передал его Прокопьеву, после чего Прокопьев поехал в Москву авиасообщением, купил его, и направил в Иркутск транспортной компанией».
Реактор привезли на дачу к Прокопьеву. Инструкции по производству α-PVP распечатал его приятель. Бывший преподаватель хранил их в учебнике химии.
В апреле 2017 года, по показаниям обоих обвиняемых, они познакомились с мужчиной, который согласился за 20 тыс. рублей в месяц получать реактивы из Москвы через транспортную компанию «Желдорэкспедиция».
Лабораторию организовали на даче Прокопьева. Там были химический реактор, колбы, мешалка, холодильники, а само помещение завешено пленкой. Мужчина синтезировал вещества и фасовал их.
«Экономическую» часть полностью взял на себя его приятель. «После того, как Прокопьев сообщал о готовности наркотика, он [Крачко] через интернет приискивал покупателя, — цитирует суд показания Крачко. — Денежные средства, полученные за продажу наркотика обналичивал с помощью специальных программ и банковских карт „Тинькофф“, открытых на лиц, не знавших об этом. Прибыль делили пополам, совместно снимая денежные средства в банкоматах».
По словам бывшей супруги химика Прокопьева, если в 2015—2016 годах он «помогал материально немного», то с осени 2017-го «материальная помощь возросла».
В конце декабря 2017 года оперативники задержали мужчин. Делом занималась ФСБ. Наркотики, по словам представителя УФСБ по Приангарью Вадима Фоминых, распространяли через закладки в Иркутске, Шелехове, Ангарске, Усолье-Сибирском и Тулуне.
Суд
У химика Прокопьева дома нашли около 19,1 кг α-PVP и 88 тыс. рублей. У экономиста Крачко обнаружили около 450 тыс. рублей.
140644
Оба подозреваемых признали вину и заявили, что деньги получили от продажи наркотиков. Дело Крачко было выделено и направлено в Шелеховский районный суд, а обвинительное заключение в отношении химика получил Иркутский областной суд.
На предварительном следствии Прокопьев рассказал, что занялся производством наркотиков, чтобы содержать своих детей. Его обвинили по ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (незаконное производство или распространение наркотических средств в особо крупном размере).
Его адвокат по назначению Марина Щедрина уточнила Тайге.инфо, что мужчине не вменяли распространение наркотиков — только производство. Но от каких-либо комментариев она отказалась, потому что у нее «нет связи с клиентом, который отбывает наказание».
Облсуд учел все смягчающие обстоятельства — несовершеннолетнего ребенка, инвалидность второго, раскаяние, помощь следствию, показания против подельника. И приговорил 52-летнего Прокопьева к 11 годам колонии строгого режима.
Эдуард Прокопьев обжаловал решение в Верховном суде. Его не устроила тяжесть приговора. Гособвинение, в свою очередь, потребовало, ужесточить наказание, добавив квалицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору». Но высшая инстанция оставила приговор без изменений.
По данным Иркутскстата на апрель 2019 года, средняя зарплата в регионе в сфере образования составила 32,15 тыс рубелй. При этом около 50 из 83 тыс. занятых в образовании жителей, по официальным сведениям, получают меньше 30 тыс. рублей.
СМИ уже сравнивали историю Прокопьева с американским сериалом Breaking bad. По сюжету школьный учитель химии Уолтер Уайт решает производить наркотики, чтобы обеспечить семью. У него также был напарник, который моложе него, поначалу отвечавший за сбыт.
Подготовил Ярослав Власов