Владимир Иноземцев: Что Минфин предпримет для борьбы с кризисом 2020 года
Оптимистичный на первый взгляд российский бюджет на следующие три года имеет признаки подготовки правительства к неизбежному спаду мировой экономики.
Федеральный бюджет на 2020-2022 годы утвержден весьма буднично: после принятия во втором чтении 19 ноября через два дня он был рассмотрен депутатами в окончательной редакции. В бюджете можно наблюдать рекордные суммы расходов, при этом правительством запланировано сведение главного финансового плана с профицитом на протяжении всех трёх лет.
Несмотря на вполне умеренный вид таких экстраполяций, ситуация в мировой экономике успела заметно измениться. После роста мировых рынков на программе налоговых реформ Дональда Трампа и ожиданий ускорения глобальной экономики, сегодня специалистами высказываются мнения о входе мира в рецессию, которая обязательно произойдет в ближайшее трёхлетие.
Новый бюджет по сравнению с прошлыми стал более социально ориентированным. Расходы на социальную сферу выросли на 8%, пенсии будут проиндексированы на 6,6%. По мнению министра финансов Силуанова, Минфин теперь будет выполнять роль контролера эффективности использования бюджетных средств. А выделение денег будет осуществляться только после точной уверенности властей в способности получателя их освоить.
Сокращение расходов на национальную оборону позволит обеспечить финансирование безопасности и правопорядка, то есть более приоритетным стало обеспечение внутренней стабильности. Но стратегия своеобразной заморозки технологических прорывов и активной деятельности «на внешнем контуре» выглядит рациональной.
В бюджете на случай изменения внешней конъюнктуры заложены защитные механизмы. В частности, планируется дальнейший перевод в резервы нефтяных доходов, которые складываются от повышения мировой цены 42,2$ за баррель. В качестве дополнительного фактора стабильности также служит Центральный банк и его политика плавающего курса рубля.
Неблагоприятный инвестиционный климат делает разумным ориентирование Минфина на накопление резервов в условиях сверхвысоких доходов. Рост капиталовложений в основные фонды в 2019 году достиг только 0,7%. Властями бюджетное финансирование теперь рассматривается как метод обеспечения необходимых трат. Это может свидетельствовать о подготовке правительства к непредвиденным трудностям. Тем не менее, стоит отметить, что все согласования бюджета прошли без каких-либо проблем.