Отсутствие рекламы и опора на волонтеров: как прошли выборы в английской глубинке
Великобритания выбрала новый парламент. Кампания оказалась похожа на противостояние «Единой России» и КПРФ, весомой частью бюджета стала реклама в соцсетях, а англичан в маленьких городах вообще не волнует международная повестка. Репортаж Тайги.инфо.
Выборы британского парламента прошли 12 декабря. За день до них Тайга.инфо отправилась в графство Стаффордшир, чтобы посмотреть на подготовку к голосованию в английской глубинке.
«Черная страна»
«Ты драться то умеешь?» — спросил корреспондента Тайги.инфо бармен в пабе лондонского отеля, узнав, о запланированном визите в городки Сток-он-Трент и Ньюкасл-андер-Лайм. Незнакомцев в этих «неблагополучных» населенных пунктах не очень-то и любят, так что есть шанс нарваться на неприятности, объяснил он.
Графство Стаффордшир, где расположены Сток и Ньюкасл, в истории Великобритании известно как часть «Черной страны». Это устоявшееся выражение, поскольку во времена индустриальной революции в регионе появилось множество угольных шахт, сталелитейных производств, заводов по производству стекла и кирпича, загрязняющих воздух. Из-за черного неба и постоянной угольной пыли регион получил неофициальное название. В районе веками живут простые работяги, доходы которых существенно отличаются от лондонских. Регион до сих пор считается неблагополучным, даже BBC совершенно не стесняется называть его «маргинальным». С учетом того, что в Ньюкасле живет около 75 тыс. человек, а в Сток-он-трент чуть больше 200 тыс., в этих городах не очень любят приезжих.
Стаффордшир также входит в «красную стену лейбористов» (Labour's red wall), то есть в список регионов, который традиционно поддерживает эту партию. Для них эти территории — одни из приоритетных на избирательной карте страны. Во время всех кампаний они прилагают все усилия, чтобы не отдать их консерваторам. На прошлых выборах в парламент в Ньюкасл-андер-Лайм судьбу мандата решили всего 30 голосов, которые и принесли победу лейбористам. Если вся Британия расколота по вопросу Brexit (потенциального выхода Британии из Евросоюза), то в Стаффордшире люди также требуют решения вопросов плохой экологии, низких зарплат и безработицы.
«Да, город голосует за лейбористов, но все меняется»
За день до голосования кандидат от Brexit party (партия сторонников брексита) в Ньюкасле Джейсон Купер довольно скептически оценивал свои шансы на победу. Он рассказал Тайге.инфо, что поставил бы на свой выигрыш не более 20%, но у него остаются надежды на изменения в предпочтениях избирателей, потому что вековые традиции поддержки лейбористов в регионе пошатнулись из-за личности председателя партии Джереми Корбина, которого многие люди считают коммунистом и социалистом.
«Шанс есть. Да, эта территория традиционного голосует за лейбористов, однако все меняется. Все больше избирателей, которые всегда были за них, уже не хотят их поддерживать из-за Джереми Корбина, — отметил Купер. — Но из-за семейных традиций они никогда не будут голосовать за консерваторов, это просто нонсенс. Есть большая вероятность, что они проголосуют за меня. Если говорить о возможном победителе выборов на этой территории, то это буду или я, или представитель партии консерваторов. На прошлых выборах все решили 30 голосов, не думаю, что и в этот раз будет большой разрыв».
Политик отметил, что практически не тратил денег на кампанию, поскольку сам общался с жителями города. Лучше всего с точки зрения влияния на избирателей себя зарекомендовали встречи всех кандидатов с жителями городка и журналистами, которые проходят в довольно дружелюбной атмосфере, добавил он.
По итогам голосования в Ньюкасле Купер занял четвертое место, набрав 1921 голос, а победил, как он и предсказывал, представитель партии консерваторов.
Волонтеры и фейсбук
В Ньюкасл-андер-Лайм за день до голосования совершенно ничего не напоминало о выборах. Там, как и в Лондоне, не было политической наружной рекламы. С учетом того, что борьба на на этой территории оказалась одной из самых напряженных в стране, человеку из России, привыкшему к изобилию агитации, было очень странно без нее. Единственная «наружка», которую удалось обнаружить корреспонденту Тайги.инфо — маленький, формата А5, красный листок с надписью «I vote for Labour» («Я голосую за лейбористов») за одним из окон в жилом доме.
Кандидат от лейбористов Карл Гритбэтч согласен с прогнозом своего оппонента насчет минимального разрыва по итогам голосования в Нюькасле. Он предпочел не отвечать на вопрос о победителе на выборах, дипломатично заявив, что это «открытая гонка» и случиться может всякое.
По словам Гритбэтча, местные жители недовольны, что денежные потоки уходят в большие города, а не остаются в экономиках районов и территорий. Демократия должна быть локальной, только тогда деньги будут возвращаться в бюджеты мелких территории — именно этот посыл был главным в избирательной кампании кандидата.
Лейбористы не обладают такими ресурсами, как партия консерваторов, поэтому опираются на волонтеров и печатную агитацию, отметил Гритбэтч. По его оценкам вся кампания в Ньюкасле обошлась партии около 12 тыс. фунтов.
«Встречаемся с людьми на улицах, раздаем им буклеты и газеты, — уточнил он. — Кроме того, люди сами берут у нас небольшие постеры, чтобы поставить под окна. Мы не заказываем рекламу на больших форматах, это дорого. В Ньюкасле мы потратили примерно 12,5 тыс. фунтов на всю кампанию. Сюда входит вся печатная продукция и затраты на рекламу в фейсбуке. Я считаю, что деньги эффективнее тратить точечно и локально, а не распыляться на огромные рекламные щиты около дорог».
Политик также отметил, что в регионе стали появляться «грязные технологии». Во время этой кампании жители Ньюкасла получили по почте письмо, оформленное в цветах и символике лейбористов, но призывающее отказаться от поддержки этой партии.
«И лишь внизу, мелким почерком, в выходных данных было написано, что это оплачено другой партией, — вспоминал Гритбэтч за день до голосования. — Партия выдвинула меня 5 ноября 2019 года, я каждый день хожу по городу, стучусь во все двери, разговариваю с избирателями, встречаюсь с представителями бизнес-сообщества. Иногда все кандидаты собираются на совместные встречи с избирателями. Консерваторы тратят много денег, мы не можем тягаться с ними финансово. Мы все делам с помощью волонтеров. 50−55 человек каждый день ходят по домам и встречаются с жителями. Интересно, что люди вообще не задают вопросов о мировой политике. Вообще. Их интересует только местная повестка».
Корреспондент Тайги.инфо в один момент поймал себя на мысли, что если бы в речи политика партию консерваторов заменить на «Единую Россию», а лейбористов — на КПРФ, то получится полная картина выборов в Госдуму в условном Бердске, настолько все технологии похожи и однотипны.
По итогам голосования лейбористы все же «потеряли» Ньюкасл-андер-Лайм — Гритбэтч занял второе место, проиграв консерватору более 7 тыс. голосов.
На выборах в парламент Великобритании победу одержала партия консерваторов во главе с премьер-министром Борисом Джонсоном. Тори получили абсолютное большинство, победив в 364 округах из 650 (в Британии все округа являются одномандатными). Лейбористы потеряли 59 мандатов, одержав победу на 203 территориях. Впервые участвовавшая в выборах Brexit party не получила ни одного мандата.
Британию ждет продолжение процедуры выхода из ЕС. Тори обещают отношения с Европой, которые будут основаны на свободной торговле и сотрудничестве. При этом Лондон намерен не участвовать в едином рынке и таможенном союзе, а подпишет торговый договор с Брюсселем.
Результаты голосования в стране стали лучшими для консерваторов с 1987 года и худшими для лейбористов с 1935 года. Вариант соглашения о «расставании с Европой», будет вынесен на голосование парламента до 25 декабря 2019 года. Сам брексит планируется провести 31 января 2020 года, после чего стороны должны будут заключить торговое соглашение.
Василий Волнухин, Лондон, Ньюкасл-андер-Лайм