Спасение пьяного начальства, неуважение к бурятам и боярышник: за что увольняют полицейских в Сибири
Сибирских полицейских увольняют не только за должностные преступления и коррупцию. В МВД лишаются должности за бутылку виски, неуважение к студентам и закрытое дело о краже в РСФСР. Кресло можно потерять и после жалоб на начальника, которого позже все-таки заподозрят во взяточничестве.
Новосибирского инспектора ДПС уволили за видео, где он заливает виски в машину вместо незамерзайки, «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел». С такой формулировкой обычно увольняют полицейских, совершивших должностные преступления, но в МВД можно лишиться должности и за меньшее.
Тайга.инфо изучила решения сибирских судов по искам полицейских, пытавшихся восстановиться на работе: уволенные выгораживали пьяных начальников, незаконно пилили деревья и рассказывали о «крышевании» угольных перевозок руководством.
«Шаткость походки» начальника
Оперативника новосибирского отдела полиции «Верх-Тулинский» Хаяла Расима оглы Абдуллаева уволили за то, что он взял на себя вину за ДТП, совершенное пьяным начальником.
Во время служебной проверки полицейский рассказал, что ехал на серебристой «Волге», но отвлекся на телефон при совершении маневра и врезался в столб. После этого он проехал несколько метров, припарковал автомобиль и пошел домой за деньгами на эвакуатор. По пути Абдуллаев позвонил своему непосредственному руководителю, замначальника отдела полиции «Верх-Тулинский» Мартьянову. Вернувшись на место ДТП, он, по его словам, обнаружил там Мартьянова и сотрудников ДПС, которым сказал, что это он управлял машиной.
Но в ГУ МВД по Новосибирской области не поверили в версию Абдуллаева и уволили его. Он обжаловал решение об увольнении в Центральном районном суде Новосибирска. Во время заседания были показаны видеозаписи, из которых следует, что «Волгой» управляло «лицо славянской национальности, одетое в синюю футболку и штаны камуфляжного цвета, визуально похожий на [Мартьянова]».
О том, что за рулем был именно полицейский начальник, рассказали и очевидцы происшествия — продавец «Торговый дом Волга-Моторс» и гости кафе «Любава», праздновавшие свадьбу. У водителя свидетели заметили «шаткость походки», говорится в решении суда.
К прибытию сотрудников ДПС Мартьянов располагался на заднем сидении — им он представился пассажиром. Поэтому его и не направили на медосвидетельствование, хотя изо рта у замначальника отдела полиции исходил резкий запах алкоголя.
В декабре 2019 года суд отказал оперативнику Абдуллаеву в восстановлении на службе.
Протокол в отношении самого подполковника Евгения Мартьянова по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (невыполнение требования ППД водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен) дошел до Ленинского районного суда в сентябре 2019 года. Известно лишь, что его передали по подведомственности.
Неуважение к девушкам и бурятам
Заместителя начальника 4 курса факультета правоохранительной деятельности (ФПД) Восточно-Сибирского института МВД в Иркутске, майора Федора Зимина уволили за порочащий поступок. Студенты пожаловались, что он «пренебрег моральными, нравственными законодательными запретами и обязанностями по соблюдению требований к служебному поведению, используя свое служебное положение, умышленно допустил в адрес поименованных в оспариваемом приказе подчиненных курсантов <…> употребление нецензурной брани и оскорблений, унизив их честь и достоинство, подорвал уважение и доверие к деятельности руководства ФПД и института в целом со стороны обучающихся, умалил звание офицера».
Зимин обжаловал увольнение, заявив, что не доверяет «анонимному анкетированию», проведенному руководством вуза, а с каждым курсантом он «вежливо, корректно и тактично вел диалог», но «критиковал их действия и поступки». Решение руководства об отстранении причинило ему «нравственные страдания» и стало «психотравмирующей ситуацией». Майор заявил, что считает свое преследование проявлением «предвзятого отношения» со стороны начальника института.
Студенты-полицейские пришли в суд, где рассказали, что Зимин «не уважает лица бурятской национальности» и допускает мат и «непристойные шутки» в отношении курсантов-девушек. Учащиеся также заявили, что у майора есть «любимчики».
Сотрудники института, наоборот, пытались убедить суд, что Зимин хорошо относится ко всем студентам. Эксперты-графологи обнаружили, что подпись майора в материалах проверки выполнена не им.
Свердловский районный суд Иркутска восстановил Федора Зимина в должности. Ему также выплатили более 450 тыс. рублей «денежного довольствия за время вынужденного прогула». Решение устояло в апелляции.
Федор Зимин (слева), фото Дгск.мвд.рф
Настойка боярышника
Замначальника отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории кемеровского отдела МВД «Центральный» Анну Гинжул уволили из-за правонарушения по ч. 1 ст. 12.26 КоАП (отказ от медосвидетельствования). Она подала иск к ГУ МВД по Кузбассу.
Как выяснилось на заседании Заводского районного суда Кемерова, 2 сентября 2018 года у подполковника юстиции произошел конфликт с мужем «на бытовой почве». Анна Гижул переволновалась.
«После произошедшего конфликта она, в качестве успокаивающего средства, приняла спиртовую настойку пиона уклоняющегося, — сказано в решении суда. — Около
Гинжул утверждает, что выпила по чайной ложке каждой настойки. После этого она села за руль и поехала забирать дочь, но попала в ДТП. Сотрудники ДПС заметили у женщины запах алкоголя изо рта, покраснение лица и предложили ей пройти освидетельствование на месте.
«Зная по опыту работы, что данные специальные технические средства не всегда показывают правильный результат, отказалась от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием специального технического средства», — уточнила Гинжул в суде.
Однако позже подполковник юстиции отказалась от освидетельствования и медучреждении. В суде она рассказала, что ей снова позвонила дочь, и женщина решила не тратить время на анализы и оформление бумаг, а поехать к ребенку в «Парк чудес». Это Анна Гинжул объяснила «крайней необходимостью».
Представители ГУ МВД по Кемеровской области заявили, что она могла обратиться в полицию из-за ограбления дочери, но не сделала этого, а значит, никакой крайней необходимости не было.
Заводский районный суд Кемерова взыскал с областного управления МВД 200 рублей за неиспользованный отпуск Гинжул, но на работе не восстановил.
Жалобы на «крышевание» перевозок угля
Старшего инспектора ДПС Прокопьевска Михаила Шевцова уволили из-за «злостного нарушения служебной дисциплины». По материалам служебной проверки, он не провел «полного, всестороннего» расследования дела по ст. 12.18 КоАП (непредоставление преимущественного права движения), что привело к его прекращению. У него было два выговора.
Сам Шевцов связал свое увольнение с многократными обращениями на горячую линию ГУ МВД по Кемеровской области, связанными с «незаконной перевозкой криминального угля, „крышеванием“ данных перевозок начальником ОГИБДД» Прокопьевска. Его заявление, впрочем, приняли, но в возбуждении дела отказали. В суде представители кузбасского ГУ МВД пояснили, что рапорт Шевцова по поводу перевозок угля «имеет декларативный и риторический характер и не содержит конкретных фактов о незаконных грузовых перевозках, никаких фактов коррупции при этом не приводит»
Один из свидетелей в суде сказал, что «руководство ГИБДД „крышует“ и тех, кто препятствует этому, пытаются уволить, в том числе, считает, что и Шевцова стали „прижимать“, оказывать давление».
Центральный райсуд Прокопьевска решил восстановить Шевцова на службе из-за неправильного порядка наложения на него взысканий. Ему также должны выплатить 477 тыс. рублей компенсации, решение устояло в апелляции.
В период, когда Шевцов жаловался на «крышевание» перевозок угля, прокопьевский городской отдел ГИБДДД возглавлял Сергей Партилов. В мае 2019 года его задержали по подозрению в получении взятки в размере 3,5 млн рублей, писал «City-N». Партилов не признал вину, суд отправил его в СИЗО.
Кроме того, «при получении взятки от угольщиков» были задержаны начальник отдела ГИБДД по Новокузнецкому району Павел Масленников и его заместитель Андрей Харченко. По версии следствия, «за беспрепятственную перевозку угля по территории города предприниматель должен был платить полицейским 20 рублей за каждую перевезенную тонну сыпучего груз», сообщала пресс-служба регионального СК.
В 2015 году Сергей Партилов стал потерпевшим по делу о ДТП. По версии следствия, в Toyota Land Cruiser, которым он управлял, врезалась Honda C-RV под управлением местного жителя.
Рубка деревьев, поиски коровы и спецназ ФСБ
Прапорщика полиции Горно-Алтайска Евгения Сузаракова уволили за незаконную рубку деревьев. Его вместе с другом задержали рядом с шестью спиленными стволами сосны, их, судя по следам на земле, пытались оттащить к трактору.
Полицейские приехали на место вместе с сотрудниками ФСБ и представителями республиканского минприроды, потому что им сообщили, что деревья рубит их коллега.
«Находясь возле берега реки по речной переправе со стороны леса без включенного света фар выехал трактор и остановился на противоположном берегу. Водитель трактора включил свет фар и увидел, что, напротив, на другом берегу находятся сотрудники ФСБ, МВД и представитель министерства природных ресурсов Республики Алтай. После чего трактор начал двигаться задним ходом. В это время сотрудниками спецподразделений ФСБ остановили трактор и задержали лиц, находящихся в кабине трактора», — сказано в решении суда.
На заседании Сузараков и его друг рассказали, что искали в лесу корову, «однако до места нахождения его коровы они не доехали, так как были остановлены сотрудниками ФСБ».
Горно-Алтайский суд не нашел подтверждений того, что полицейский искал в лесу корову и отказался его восстановить на службе. Апелляционная инстанция оставила решение в силе.
Закрытое дело о краже в РСФСР
Водителя новосибирского отдела полиции «Калининский» Владимира Глухоедова уволили «в связи прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием». В информационной базе ГУ МВД нашли сведения о том, что в 1996 году в другом городе в отношении Глухоедова прекратили дело по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР (кража с использованием служебного положения). Это произошло именно из-за «деятельного раскаяния».
Глухоедов обжаловал решение об увольнении в Центральном районном суде Новосибирска. Он заявил, что ничего не знает о якобы возбужденных в отношении него делах, а в том городе (название изъято из решения суда) никогда не был.
В 2011 году при реорганизации МВД проверка не нашла у него нарушений, подчеркнул экс-полицейский.
Суд пришел к выводу, что по действовавшему в РСФСР законодательству суд или следствие были «вправе прекратить в уголовном порядке дело и передать его на рассмотрение товарищеского суда», а это не могло быть реабилитирующим основанием. Глухоедова не восстановили на работе.
Петр Маняхин