«Поступают к нам и заболевают балетом на всю жизнь»: чем живет новосибирское хореографическое училище
Хореографическое училище Новосибирска выпускает артистов и педагогов балета. Здесь детей учат классическому и национальным танцам, музыке, актерскому мастерству и гриму. А еще — правильной конкуренции, рефлексии и дисциплине в жизни и работе. Тайга.инфо побывала в училище перед премьерой фильма о самом влиятельном хореографе XX века Мерсе Каннингеме.
Документальный фильм «Каннингем» Аллы Ковган о самом известном хореографе XX века Мерсе Каннингеме покажут в кинотеатре «Победа» 6, 7 и 8 февраля. Накануне премьеры картины Тайга.инфо побывала в Новосибирском хореографическом училище и поговорила с его замдиректора Александром Шелемовым.
«Мы ориентируемся на классический танец. Современная хореография преподается только одним небольшим курсом в старших классах. Но сейчас стараемся сделать так, чтобы и младшие школьники знакомились с современными направлениями», — рассказывает Шелемов.
Всего в хореографическом училище учатся 220 детей. Ежегодно туда поступает 30 учеников, из них до выпуска доходит только 15−20 человек. «Мы стараемся, отбираем, но зачастую из-за изменения форм нам приходится прощаться с учениками. Никогда нельзя спрогнозировать, какие пропорции будут у ребенка к 18 годам. — объясняет он. — Другой фактор, из-за которого мы исключаем учеников — недостаточная координация, и развить ее, к сожалению, невозможно».
Дети пятого класса занимаются в училище, программа которого объединяет три школы: общеобразовательную, где ученики проходят основные предметы, музыкальную, где они осваивают игру на фортепиано, и профессиональную — хореографическую.
Училище принимает и семилетних детей. Они занимаются в отделе дополнительного образования, где также проходят жесткий отбор.
«Педагоги ездят по школам и отбирают детей. Потом приглашают их на наши концерты. Сейчас там учится 170 человек. Мы готовим себе смену, потому что сейчас с набором в балете сложно. Если в Советском Союзе у нас был конкурс восемь человек на место, то сейчас только три», — уточняет Шелемов.
Классическим танцем студенты занимаются каждый день по два часа. Еще в хореографическом училище преподают историко-бытовые и сценические танцы народов мира: венгерский, польский, русский, испанский, актерское мастерство, уроки грима. «Это особенность нашей русской балетной школы, — отмечает замдиректора училища. — Они учатся правильно передавать свои жесты и эмоции, в дуэтно-классическом танце проходят, как правильно поднять партнершу, как ее красиво и безопасно уронить. На уроках грима они сами создают себе образы. Хороший артист должен владеть этим навыком».
Всего, по словам Шелемова, ученики училища проходят от 17 до 28 часов специальных дисциплин в неделю. «Плюс, конечно, практика. Дети у нас с первого года обучения заняты в наших концертах и балетах Оперного театра, 70 учеников танцуют, например, в „Щелкунчике“. На другие спектакли жесткий отбор, не все могут в них попасть. Но за участие в них дети получают гонорары», — говорит он.
Училище принимает студентов из других городов и предоставляет им общежитие. В основном, говорит Шелемов, поступают из близлежащих Кемерово, Новокузнецка, Омска, Томска. Иностранные студенты чаще всего приезжают из Японии и Кореи: их в училище сорок человек.
Почти в любом театре страны можно встретить выпускников новосибирского хореографического училища, утверждает Шелемов. В Большом театре ведущим солистом работает его ученик Семен Чудин, в театре Эйфмана один из премьеров — Олег Габышев. Многие ученики потом уезжают и за границу. Сейчас в Национальном театре Нидерландов выступает Анна Цыганкова, которая также начинала в Новосибирске.
«Если в наших узких кругах говорить, что ты из Новосибирска, то сразу все будет ясно, ведь у нас сформировалась своя школа балета. Ее особенность в том, что она появилась из слияния питерской и московской школ», — отмечает замдиректора училища.
Между учениками присутствует конкуренция, но она вполне здоровая и направлена на работу, рассказывает Шелемов. «Доказывать на словах можно все, что угодно, а ты иди и сделай, все просто. К нам довольно часто сюда приходят из детских хореографических коллективов с огромным портфолио, я прошу его убрать, потому что ребенок сейчас встанет к станку, и я все увижу. — говорит он. — На первых собраниях я говорю родителям: „Это не дети поступили, это вы поступили к нам“. Без родителей школа ничего не может сделать, они должны помогать».
Срывы из-за неудачных выступлений у студентов происходят довольно часто. Просто нужно перебарывать это и идти дальше. Профессия артиста балета тяжела не столько физически, сколько морально, в ней нужна постоянная концентрация, подчеркивает Шелемов: «Рефлексия начинается уже после спектакля, а на сцене ты должен забыть о каждом шаге, как только его сделал. К этому мы готовим детей. Что бы ни произошло в сложной поддержке, ученик должен знать возможные выходы из ситуаций».
Каждый год в училище проводится исполнительский конкурс в разных номинациях: классический танец, народно-сценический танец, балетмейстерская работа. Четыре раза в год проводятся отчетные спектакли. Есть и полугодовые концерты отдельно для иностранных студентов, и ежемесячные выступления абитуриентов. Все мероприятия проходят в собственном театре училища. На концерты приезжают педагоги из российских театров и руководители балетных трупп.
Практически каждый студент училища перед выпуском имеет по три-четыре предложения работы. «Я не слышал за все годы выпусков, чтобы кто-то был не трудоустроен, на бирже труда у нас никто не состоит. Бывает и так, что заканчивают образование у нас, и, немного поработав в театре, уходят в другую профессию, но зачастую уходят учиться, — подчеркивает замдиректора училища. — Человек, который поступил в нашу школу, заболевает балетом на всю жизнь».
Текст Ирины Беляевой
Фото Кирилла Канина