Кнут и пряник в горсовете Новосибирска
Работал депутат на округе, создавал актив, оказывал спонсорскую помощь школам, ТОСы подкармливал. А теперь половина этих школ, ТОСов и всего остального в одном округе, а другая половина – в другом.
Политический обозреватель Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о последствиях принятого решения об отмене голосования партсписков на выборах в горсовета Новосибирска для поддержавших его депутатов. Эксперт пришел к выводу, что выгоды в этом решении нет ни для кого из них, а к единороссам для достижения стопроцентной явки и нужного числа голосов был применен «метод кнута».
В сериале Lost был эпизод, в котором один из героев попал в плен к группе «других», обитавших на том же острове, что и выжившие в авиакатастрофе, а вернулся оттуда совсем другим человеком, который убил двух девушек, чтобы освободить пленного «другого».
И возникал вопрос: а что с ним произошло? Сделали лоботомию, заменили мозги? Что? И почему так быстро?
Аналогичные вопросы возникают по поводу голосования горсовета по отмене выборов по партийным спискам и увеличению числа округов с 40 до 50. Еще пару месяцев назад практически все были уверены, что такое голосование невозможно. Посудите сами, принятие такого решения требовало, чтобы за него проголосовали 34 депутата из 50 имеющихся. При этом решение идет против интересов каждого из них.
Про тех, кто избран от партийных списков понятно, они лишаются такой возможности. А от округов избираться тяжело, и иногда не помогают никакие деньги. Вспомним высокобюджетную кампанию Александра Бойко в законодательное собрание, где он занял второе место. Место в списке гарантирует мандат, если оно проходное. А округ — та еще рулетка.
Для одномандатников отмена списков, конечно, ничего не меняет. Но изменение числа округов означает их перенарезку. Работал депутат на округе, создавал актив, оказывал спонсорскую помощь школам, ТОСы подкармливал. А теперь половина этих школ, ТОСов и всего остального в одном округе, а другая половина — в другом.
Большинство моих собеседников сходилось в том, что быть может списки и отменят, но число округов оставят прежним — 40. И их нарезку тоже.
А чтобы оба решения были приняты городским советом в одном флаконе — воспринималось как ненаучная фантастика. У «Единой России») 33 мандата. КПРФ выступала категорически против отмены списков (оно и понятно, треть фракции избрана по спискам, причем в этой трети — крупные бизнесмены, которых трудно провести по округам). ЛДПР — тоже против. Не было бы партсписков, в России не было бы такой партии. У «Справедливой России» аналогичная ситуация. И их единственный депутат горсовета избран именно по списку.
Остается два независимых депутата — Наталья Пинус и Вячеслав Илюхин. Но Илюхин возглавляет отделение партии «Родина» и рассчитывает на преодоление 5%. Для него отмена партсписков — потеря одного мандата, как минимум.
Итак, для организаторов поправок требовалось склонить на свою сторону Пинус или Илюхина (а лучше обоих), либо «перевербовать» кого-то из КПРФ, ЛДПР, «СР» и обеспечить стопроцентную явку своих депутатов на сессию и их «правильное» голосование за поправки.
Никто не мог забыть, заболеть, уехать в отпуск или в командировку. Учитывая, что для всех депутатов эти поправки похожи на острый нож, задача выглядела невыполнимой.
Я предполагал, что она может быть реализована, но ценой экстраординарных усилий.
В итоге я аплодирую режиссеру этого действа (надо полагать, что им является Виктор Игнатов).
Отмену партсписков поддержали Наталья Пинус (она сама сказала об этом в соцсетях) и Вячеслав Илюхин (по информации издания «Континент Сибирь»). А также, по сведениям этого же издания, кто-то из КПРФ. Правда, один из единороссов проголосовал против, но на итоге это не сказалось, ведь запас был, причем даже в два голоса.
Не так уж удивительно голосование независимых депутатов и одного из коммунистов за поправки. Независимые избраны от округов и им могли предложить какие-то «пряники».
А вот консолидированное и дисциплинированное голосование единороссовского большинства (даже тот голос «против», вполне возможно, был отдан по ошибке) против своих интересов — вот это неожиданно. Вряд ли была массовая раздача пряников. Скорее, тут сработал метод кнута.
И мы знаем, что с фракцией «Единой России» встречался губернатор Андрей Травников. Если не им, то кем-то наверняка было озвучено, что станет с теми ренегатами, которые вздумают заболеть в день ответственного голосования.
А дальше в дело вступает интересный механизм. Одно дело, когда ты идешь на фронду против начальства вместе с товарищами, которые «не сдадут». А совсем другое дело, когда ты понимаешь, что можешь оказаться единственным фрондером. И твои же товарищи тебя же и закидают камнями.
Очевидно, что в какой-то момент эта простая мысль овладела умами всех депутатов от «Единой России». «Не придешь на сессию — не будешь депутатом». «Именно твой округ мы и порвем на британский флаг в ходе перенарезки». Не говоря уже о том, что депутаты городского совета представляют бизнес, а бизнесу ссориться с областной властью совсем не с руки.
Кстати, в сериале Lost оказалось, что переметнувшемуся сделали простое и примитивное предложение — спасти с острова его вместе с сыном. Чего не сделаешь ради детей, ради их будущего? Сколько российского воровства прошло под этим лозунгом.
Основная проблема политической культуры современной России — неумение отстаивать коллективный интерес. Отмена партсписков в горсовете и перенарезка округов — красочное тому свидетельство.
Как избиратель, кстати, я одобряю принятые решения. Партийные списки — зло. Я как занял такую позицию еще в 1993 году, так ее и не менял. И чем меньше округа, тем проще от них избираться общественникам и активистам. Но речь-то не об этом. Не потому решение принято, что оно на пользу избирателям. Так случайно получилось.
В связи с этим у меня грустные мысли по поводу коалиции общественников и оппозиционеров, в создании которой я участвую. Если так перемалывают матерых бизнесменов и лоббистов, многие из которых сколотили первоначальный капитал в лихие 90-е, как долго продержатся наши общественники?
Скорее всего, это будет первая итерация. Посмотрим, кто выдержит, а кто перекрасится и устроит свою личную жизнь за счет общественного блага. Важно, чтобы остался хотя бы костяк. А потери, конечно, будут неизбежны.