Фестиваль в поддержку жертв домашнего насилия прошел в Новосибирске
Благотворительная акция в поддержку жертв домашнего насилия «Не виновата» прошла во многих городах мира, в том числе и в Новосибирске. Акция включала в себя разного рода события: от лекций до панк-концертов. Все вырученные средства идут в фонды поддержки жертв домашнего насилия.
Акцию «Не виновата» впервые организовали в Москве в 2018 году вокалистка группы «Позоры» Лена Кузнецова, участник панк-группы «Kick Chill» Василий Огонечек и активистка Леля Нордик. Они решили сделать фестиваль, который напомнит обществу о фем-ценностях и обратит внимание на проблему насилия внутри российских семей.
В 2019 году идея провести акцию в Новосибирске пришла Саше Морис. По ее словам, в фем-сообществе достаточно легко поддерживаются подобные инициативы. Акция и в 2020 году была максимально открыта для распространения в других городах и странах, достаточно было подать заявку. В 2019 году в одиночку Саша смогла организовать лишь лекторий, который посетили около 40 человек, но и он собрал более 4,5 тыс. рублей для фонда «Насилию.Нет».
В 2020 году организатор обратилась в «Новосибирскую феминистскую группу» в поиске единомышленниц. В результате, помимо Саши, организаторами фестиваля выступили активистки Саша Шугай и Марина Сингх. «Не виновата» не имеет никаких тематических ограничений в заданной проблематике. На фестивале говорили о насилии над женщинами, о детях, живущих в состоянии физического или психологического насилия, и даже о насилии над собой.
«Я забыла»
Перформанс «Я забыла» режиссера Полины Кардымон прошел на площадке «Мастерской Крикливого и Панькова lab4dram». В действии принимали участие две артистки «Мастерской» — Алина Юсупова и Арина Литвиненко.
«Мы создали перформанс специально для акции, потому что я считаю, что если у тебя есть хоть какое-то медийное воздействие, то нужно поддерживать такие инициативы. Если я с этим не сталкивалась не значит, что с этим не сталкивалась моя лучшая подруга. Но мы решили поговорить о любви к себе в рамках фестиваля, она напрямую относится к людям, которые подвержены домашнему насилию. То есть, Алина буквально насилует себя, не давая никаких поблажек, чтобы, по окончанию, было желание выйти на любовь к себе, превозмогая разные петли жизни», — рассказывает Кардымон.
Во время перфоманса артистки стояли на фоне штор, где красные буквы «НЕ» были перечеркнуты фразой черного цвета «Сама виновата» (эти шторы также висели на входе выставки «Грязные женщины», которая проходила в рамках фестиваля «48 часов. Новосибирск»). Алина Юсупова на протяжении всего перфоманса танцевала, прыгала, металась и «ломала» свое тело рядом со статичной Ариной Литвиненко. Голосом Полины Кардымон перфоманс как бы делился на смысловые части. Она повторяла слова «любовь», «уважение», «доверие», затем «страх, растерянность, тревожность», раскрывая некоторые из них шаблонными определениями.
«Наш перформанс — это полностью импровизация, мы специально не репетировали, просто обговорили на словах. Когда ты в контексте темы, ты начинаешь выживать, твое тело выдает что-то уникальное в этот момент. Мы подумали если движения не предугадать, то нам нужен какой-то общий текст, а какой более общий текст, чем из „Википедии“ может быть?» — объясняет Полина.
Кроме того, режиссер Варвара Попова и психолог Светлана Лысенко в рамках акции показали форум-спектакль «Сила ≠ Насилие» на площадке «Мастерской». Смысл художественной формы в том, что зритель сам принимает участие в спектакле. Частой практикой является выход зрителя на сцену вместо кого-то из актеров, каждый раз способ взаимодействия подстраивается под тему. В «Сила ≠ Насилие» это было на уровне коллективного обсуждения проблемы.
«Я внесла традицию форум-театра в Новосибирск. Мы с Ланой (Светлана Лысенко) делаем такой спектакль уже в третий раз. За основу берем остросоциальные темы. С прошлого форума про буллинг в „Старом доме“ (в рамках международного фестиваля актуального театра „Хаос“) мы начали общаться с той девочкой, чья история звучала последней. Она написала, что на форуме прозвучала такая мысль что учителя, мол, плохие, ничего не делают, а я не согласна с этим. Меня бьют в семье, а учителя — это порой единственные люди, с которыми я могу поговорить. Эта ситуация стала отправной точкой для нашего исследования по теме детско-родительского насилия», — рассказывает Попова.
Внятного ответа на то, как помочь ребенку, регулярно подвергающемуся насилию никто так и не смог дать. Но стоит взять за принцип, что если есть возможность остановить насилие, нужно использовать ее. Не стоит заблуждаться, что от одного человека ничего не зависит. Всегда можно перевести деньги в фонд или узнать, нужна ли ближнему помощь.
«Мы поддерживаем связь с теми людьми, чьи истории используем. Кажется, что это такая мелочь, что это всего одна девочка, но мы накидали тогда ей с Ланой кучу всяких центров поддержки. Позвони туда, сделай то, сходи к школьному психологу. В одном месте перенаправили в другое, где-то сказали, что занимаются сексуальным насилием, а где-то вообще не ответили. Единственное, что ты можешь сделать — это морально и эмоционально поддержать человека. Когда ты становишься таким человеком хотя бы для одной девочки, ты чувствуешь, что уже живешь не просто так», — говорит Попова.
По данным ООН на 2019 год, каждая третья жительница планеты в течение своей жизни подвергается той или иной форме сексуального или гендерного насилия. Среди жертв есть также мужчины и мальчики, но их меньше. Центр «Насилию.нет» сообщает, что в 95% случаев домашнего насилия именно женщины являются жертвами агрессии, погибшими от рук мужей. Организаторы и участники не питают иллюзий, что фестиваль привнесет глобальные изменения в ситуации домашнего насилия в этом или даже в следующем году, но надеются на лучшее.
«Очень неприятно, что в социуме создается впечатление, якобы, если у тебя есть в прошлом опыт насилия, то ты устраиваешь благотворительные акции только потому что у тебя травма, и ты ее не пережила. Проблема насилия не обесценивается тем, что ты ему тоже подверглась, — говорит Саша Морис. — Кстати говоря, и в этом я не вижу ничего плохого. Если кого-то в детстве, например, бросил родитель, а он потом работает с людьми, которые хотят усыновить или удочерить ребенка, разве он делает хуже? Невозможно использовать этот факт для того, чтобы обесценить его опыт, но к сожалению, когда мы говорим о женских правах и о насилии касательно женщин — это работает так».
Виктория Шестакова