Как в Новосибирске помогают страдающим от семейного насилия детям
В отношении жертв домашнего насилия в России до сих пор сохранилась позиция «не выносить сор из избы». Близкие агрессора боятся не только его самого, но и осуждения «со стороны». Новосибирский психолог объяснила, как дети могут выйти из ситуации семейного насилия.
Тайга.инфо опубликовала монолог девочки, которую бьет отец — ее историю рассказали в спектакле «Сила ≠ Насилие» в рамках фестиваля «Не виновата». По просьбе редакции психолог детского благотворительного фонда «Солнечный город» Наталья Чистякова объяснила, какой алгоритм выхода из ситуации семейного насилия для детей действует в Новосибирской области и как в этих случаях должны работать специалисты.
Тайга.инфо: Что делать ребенку, если в семье с ним жестоко обращаются?
— В данном конкретном случае [о котором рассказали авторы документального спектакля] ребенок сделал все, что мог: он обратился ко взрослым людям, которые обязаны были принять меры. Мама и родственники должны создать для ребенка безопасную обстановку, прекратить насилие любым способом, вплоть до обращения в правоохранительные органы и смены места жительства. Классный руководитель — сообщить в администрацию школы (директору и социальному педагогу), которые уже должны обратиться в полицию.
К сожалению, в нашей стране до сих пор сохраняется позиция «не выносить сор из избы», «как бы не было хуже», «сами разберутся» и пр. В описанной ситуации жертвами являются все члены семьи: оба ребенка, мать и бабушка. Это иллюстрирует то, как близкие агрессора боятся и самого агрессора, и осуждения со стороны. Иногда у них попросту нет собственных сил что-то изменить, они не знают, что делать, куда обращаться, и выбирают «делать ничего». Вот позиция классного руководителя мне непонятна: была просьба от девочки, но помощи не было.
Тайга.инфо: Есть ли какие-то работающие механизмы действия, чтобы прекратить насилие, и чтобы при этом ребенок не попал в еще более травмирующую ситуацию?
133073
— К сожалению, в нашей стране нет закона, который бы защищал всех жертв домашнего насилия, и детей, и взрослых. Но алгоритм все же есть, наша страна в этом смысле не отличается от других стран, действия в ситуации семейного насилия везде одинаковы: любой взрослый человек, который оказался рядом с ребенком, обязан отреагировать. Это может быть родственник, мама или бабушка, как в данной истории, или классный руководитель, то есть любой взрослый, к которому обратился ребенок. Задача взрослого — защитить, если в опасности благополучие ребенка. Если в опасности жизнь и здоровье ребенка, то действовать нужно срочно, а именно — сообщать в полицию.
В данной ситуации классный руководитель должен был поставить в известность администрацию школы и вместе с социальным педагогом школы сообщить в полицию о возможном преступлении в отношении ребенка. Если нет возможности изолировать агрессора, то ребенку предлагают пожить в учреждение временного содержания (приют или реабилитационный центр — это не детский дом), без этого не обойтись.
И вот дальше специалисты работают на решение ситуации в семье, проводят работу с родителями. Иногда родители не умеют, не знают или не способны грамотно поступать в ситуациях конфликта с подростком. Опыт решения таких проблем огромный, специалисты с семьей работают очень осторожно, чтобы не допустить эскалации или разрастания конфликта, и обучают выстраивать отношения в семье. В большинстве случаев ситуацию удается решить, и дети возвращаются домой.
Тайга.инфо: Как решение таких ситуаций должно выглядеть в идеальном мире?
— В моем идеальном мире таких ситуаций нет, и взрослые умеют решать свои проблемы по-взрослому, не вымещают эмоции и бессилие на детях. Но это фантастика, конечно… Достаточно хорошо поставлена работа у наших соседей. Насколько мне известно, в Эстонии, например, за каждой территорией закреплен специалист, «защитник детства», который работает с любым неблагополучием ребенка, привлекая необходимые службы: полицию, медицину, психологическую помощь. И важно то, что специалисту для начала работы достаточно одного сообщения: от ребенка, от соседей или от специалистов школы.
Тайга.инфо: К какой помогающей государственной организации в Новосибирске может обратиться подросток?
— Ребенок может самостоятельно обратиться в любой социально-реабилитационный центр города и написать заявление о временном размещении в связи с ситуацией жестокого обращения, далее он может там находиться до решения ситуации в семье. В Новосибирске круглосуточно работает специализированное учреждение помощи детям, перенесшим жестокое обращение, «Виктория», их телефон
По данным сайта областного госучреждения «Виктория» на момент публикации, у них нет ни одного свободного места.
Кроме того, работает телефон горячей линии для детей 8−800−2000−122. Я считаю, что этот номер должен быть размещен во всех образовательных учреждениях, чтобы дети о нем знали.
Также в Новосибирске есть центр поддержки детей и семей «Вместе». Ребенок может рассказать о нем маме или обратиться самостоятельно. В нем могут оказать не только психологическую, но и юридическую помощь.
Подготовила Маргарита Логинова
Читайте также: «„Берут женщину за шкирку“: как сибирячкам помогают не бросать новорожденных»