Власти Кузбасса ищут крайнего за сокращения на шахтах
События вокруг шахт «Заречная» и «Алексиевская» могут повлечь спад инвестиций в угольную промышленность Кузбасса. Попытки чиновников переложить ответственность за социальные последствия банкротств на инвесторов способны отпугнуть покупателей от угледобычи, переживающей трудные времена.
27 марта завершился аукцион, на котором обанкроченную шахту «Заречную» попытались продать за сумму около 1,7 млрд рублей. Стоимость актива, фактически включающего две шахты («Заречная» вместе с шахтоучастком «Октябрьский»), обогатительную фабрику «Спутник» и железнодорожное хозяйство, кажется более чем привлекательной. Строительство одной лишь новой фабрики с нуля специалисты отрасли оценивают в 4 млрд рублей. Тем не менее, потенциальных покупателей так и не нашлось. Это чревато увольнением в апреле 2,5 тысяч человек. Половина работников обанкроченной шахты «Алексиевская», связанной с «Заречной» общим инвестором, получила уведомления о сокращении 3 месяца назад и может лишиться работы уже на этой неделе.
В 2017 году, когда шахты уже были в банкротстве, и крупнейшие угледобывающие компании области отказались от данного актива, права требования долгов у Газпромбанка выкупила компания «УглеТранс», бенефициары которой решили поддержать добывающие предприятия по согласованию с экс-губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым. Мотивацией было в том числе обещание властей предоставить дополнительно участок для добычи угля открытым способом. На модернизацию предприятий, зарплату работников и поддержку социальной сферы города Полысаево инвесторы потратили около 5 млрд рублей, привлекая для этих целей в том числе банковские кредиты и поручившись перед банками всем своим имуществом. А в 2019 году резко снизились цены на уголь, возник дефицит пропускной способности РЖД в восточном направлении, а обещанного участка недр так и не было предоставлено. За год объем вывезенного из Кузбасса угля упал в 2 раза — с 230 до 110 млн тонн, при этом в восточном направлении согласовано только 53 млн тонн, а с западного направления ушли европейские рынки из-за низкой цены угля.
В распоряжении редакции есть копии писем новому руководству Кемеровской области, описывающие проблемы, вылившиеся в сложности со сбытом и нехватку денег на зарплату. Губернатор Сергей Цивилёв с пониманием отнесся к проблемам предприятий. Но его подчиненные конкретной поддержки не оказали.
Вместо того, чтобы искать экономические и социальные решения для поддержки шахт и их работников, чиновники ответили агрессией. Были возбуждены уголовные дела за задержку зарплаты и превышение должностных полномочий. Теперь пытаются найти состав преступления и в действиях бенефициаров ООО «Углетранс» и привлечь их к уголовной ответственности.
Заявления о необходимости лишить инвестора свободы прозвучали в администрации Полысаево 20 марта на совещании по ситуации на «Заречной» и «Алексиевской». На мероприятии присутствовали профильные чиновники администрации области, мэрии Полысаево, представители правоохранительных органов и предприятий. Участники совещания подтвердили Тайге. инфо, что чиновники и силовики обсуждали возможность «посадить» и «заставить платить» бенефициаров инвестора. Также представителей правоохранительных органов попросили обратить пристальное внимание на «негативно настроенные группы товарищей», которые якобы «мутят воду» среди шахтёров, возмущённых задержкой зарплаты и перспективой лишиться работы. Источник утверждает, что 26 марта состоялось межведомственное совещание представителей местных правоохранительных структур для обсуждения плана действий в отношении «Заречной» и «Алексиевской».
Для Полысаево шахты — градообразующие предприятия. Их закрытие поставит под вопрос существование населенного пункта. Власти спохватились, когда проблемы обострились до крайности. Инвестору давно не под силу решить их своими ресурсами. На «УглеТранс» и лично на бенефициаров инвестора поданы заявления о банкротстве. Спасти ситуацию могут новые инвесторы, если их не отпугнет опыт «УглеТранс», взявшегося по просьбе властей поддержать социально значимые активы, и брошенного без помощи в роли козла отпущения. Позиция Сергея Цивилёва в этой истории пока непонятна. От нее зависит, как инвесторы будут оценивать привлекательность угольной отрасли, которую не вывести из кризиса без новых вложений.
Иван Огнев