Как сибирский бизнес умирает в нерабочий месяц: «Надейтесь только на себя»
Экономический кризис в России совпал с пандемией коронавируса. Индивидуальные предприниматели, малый и средний бизнес оказались под ударом. Компании уже начали закрываться, а федеральные власти решили продлить «нерабочие дни с сохранением зарплаты». Тайга.инфо начала собирать истории предпринимателей, которые оказались в сложной ситуации. (ОБНОВЛЯЕТСЯ)
В редакцию все чаще поступают сообщения о закрытии той или иной небольшой компании. Сотрудники других предприятий жалуются на неоплачиваемые отпуска или увольнения — работодатели объясняют, что сохранить хоть какой-то бизнес в условиях экономического кризиса и пандемии иначе невозможно.
В этом онлайне мы собираем истории от владельцев малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей и представителей интересов разных секторов экономики.
Присылайте свои истории в редакцию через наш сервис «Предложить новость» или на электронную почту info@taygainfo.ru. Мы расскажем о вашей компании, но для этого в сообщения просим указать:
1. Название фирмы (имя ИП) и сферу деятельности
2. Описать причины закрытия или иных проблем, с которыми столкнулись во время текущего кризиса
3. Рассказать, какие меры господдержки, на ваш взгляд, необходимы. Обращались ли вы уже за господдержкой, и что вам ответили
4. Как могли бы помочь вам читатели прямо сейчас
Кроме того, просим сотрудников бюджетных учреждений разного уровня сообщать о случаях увольнений или неоплачиваемых отпусков. В случае просьбы об анонимности, она будет гарантирована.
9 апреля
В Новосибирске прошла забастовка водителей такси. Они организовали бойкот сервисам «Яндекс.Такси» и «Ситимобил».
Как сообщили Тайге.инфо в Общественном совете по развитию такси, в забастовке участвовали около 20 водителей. Совет связал решение водителей с борьбой с нелегальными перевозчиками, те же ранее говорили, что дело в снижении гарантированных выплат от «Яндекс.Такси» за 35 поездок — с 7,2 до 4,9 тыс. рублей.
«Общественный совет отслеживает все подобные активности со стороны водителей. Наверное, подобное, еще будет происходить некоторое время, но какой-то существенной угрозы это не несет, — считает глава совета Ирина Зарипова. — Сейчас идет своеобразная чистка рынка, потому что рынок у нас всегда был с большой долей нелегальных перевозчиков и вот буквально недавно мы написали открытое письмо сервисам по заказу такси с просьбой передавать заказы только легальным водителям. Со своей стороны, я бы рекомендовала водителям набраться терпения — в первую очередь, во вторую очередь — все-таки пойти легализоваться, если водитель работает нелегально».
Зарипова считает, что работающие во время пандемии многофункциональные центры «позволяют «довольно оперативно» получить разрешение для таксистов.
7 апреля
Иркутский депутат Госдумы Михаил Щапов призвал нуждающихся в поддержке жителей, в том числе предпринимателей обращаться к нему. Он также ждет предложений по дополнительным мерам поддержки для бизнеса.
«Если в первые дни звонили преимущественно наемные работники, то сейчас начали обращаться работодатели, — сообщил Щапов на третий день приема обращений в своем телеграм-канале. — Общее настроение — полная растерянность. В последние дни много говорят, что „малый бизнес не выживет“».
Депутат рассказал о нескольких историях. Одна из обратившихся — индивидуальный предприниматель, которая занимается междугородними и международными пассажирскими перевозками в Монголию и Китай.
«Девять работников в коллективе. 1 февраля Россия закрыла границу с Китаем. 10 марта свои границы закрыла Монголия. С введением режима самоизоляции бизнес встал окончательно. Была небольшая „подушка безопасности“. Но сейчас нужно заплатить налоги за март, выдать зарплату людям — и все, „подушка“ закончится. А обязательства по зарплате останутся, — отметил Щапов. — Звонила на „горячую линию“ для предпринимателей — ей сказали обращаться в банк (!!!) за кредитом. Банк потребовал кучу бумаг. Даже если все собрать — никто не знает, сколько продлится этот недокарантин, а кредит повиснет на шее».
Другой ИП — парикмахер — выдала сотрудникам аванс за апрель, потому что «у всех дети и кредиты». Но работы нет, ведь все парикмахерские закрыты по распоряжению губернатора, выполняющему указ Путина: «Что будет после изоляции — не знает. Многие клиенты сами сейчас без работы и без денег. Как быть — не понимает. Брать кредит — не вариант: ИП отвечает по долгам своим имуществом. Немалый риск остаться и без бизнеса, и без квартиры».
«ИП умирают очень быстро — неделя-две простоя и все. Ипешники еще и поставлены перед угрозой личного банкротства — и это большая проблема, — отметил Щапов. — Предлагаемых мер пока недостаточно, чтобы их спасти. Беспроцентный кредит на выплату зарплаты — вообще не выход, он еще сильнее обескровит бизнес. Если мы законодательно заставляем арендодателей идти на уступки, надо проработать схему компенсации потерь — это тоже бизнес, и этому бизнесу сейчас не положены никакие льготы по налогам и платежам».
6 апреля
В Тайгу.инфо обратилась индивидуальный предприниматель Елена Балушкина. Она рассказала, как новосибирские власти не стали помогать бизнесменам, арендовавшим площади на Центральном рынке Искитима. Объект сгорели в январе, банки отказались давать отсрочки по кредитам. Часть бизнесменов решили продолжить работу и взяли новые кредиты на восстановление деятельности, но тут власти начали вводить ограничения из-за коронавируса.
Приводим монолог Балушкиной:
Ни для кого не секрет, что полным ходом идет уничтожение малого и среднего бизнеса. Кто прошел путь от уличной торговли в 90-е до нынешнего времени, тот меня поймет. Торговали и дождь, и в мороз, заработали кучу хронических заболеваний. На электричке с баулами ездили за китайским товаром. И вот вначале 2000-х открыты торговые точки в магазине, на рынке. Исправно платим налоги, взносы в ПФР. Торговля была одним из немногих способов выжить самим и дать выжить наемным работникам.
Но вот стали открываться крупные магазины, доход у населения падать, аренда и налоги «съедали» доход, пришлось закрывать торговые точки и остаться лишь на Центральном рынке Искитима на 19 кв. м. Было осознание того, что придется закрывать и последнюю точку, но надежда умирает последней. И вот 8 января 2020 года умерла эта надежда. Рынок сгорел. Сгорел по непонятным причинам, в которых Следственный комитет разбирается по сей день. Погиб человек по чьей-то халатности. Сгорел весь товар дотла. Остались без средств к существованию, но зато с долгами. С долгами перед банками, перед налоговой, перед поставщиками.
152545
Это был шок. Шок от того, что я предполагала, что в нашей стране мне никто не поможет. Но надежда теплилась. Отойдя от стресса, стала ходить по банкам, просить отсрочку. Сбербанк отказал, сказали примерно следующее: «Если у вас ничего не осталось, то какой смысл делать вам отсрочку, все равно и позже платить вам нечем будет» В Альфа-банке интереснее. Предложили рефинансирование: на оставшуюся сумму в 800 тыс. насчитали 1, 3 млн, но зато растянули на семь лет.
Мэр города [Сергей] Завражин на встрече с погорельцами сказал примерно так: «Денег нет, но вы держитесь». После обращения за помощью в [областной] минпромторг, ответили, что влияния на банки они не имеют, так как это коммерческие организации. А на просьбу мою о помощи в банкротстве, посоветовали обратиться в фирму «Аристократ». Не делаю какую-либо антирекламу. Но в таких фирмах сидят люди, которых слезами и просьбами не проймешь. Это и понятно: они делают деньги. Тем более моя ситуация осложнена тем, что на мне 2 квартиры- в одной живу я, а в студии дочь с детьми (эта жилплощадь досталась от покойной матери). Это я уточнила для того, чтобы понимали, что больших денег от торговли я не имела и все деньги уходили в товар, чтобы просто выживать и помогать детям. Так вот что сказал директор «Аристократа»: «Мы поможем вам продать маленькую квартиру. За это вы должны мне будете по 15 тыс/мес на год. Мы продадим её и закроем ваши долги».
Вы представляете мою реакцию на это предложение? На этом разговор наш закончился, я ему уже была не интересна.
Некоторые предприниматели-погорельцы, более молодые, осознавая, что другой работы они не найдут, решили продолжить свою торговую деятельность, влезли в очередные кредиты, арендовали новые помещения. И тут для них очередной удар: пандемия коронавируса, карантин, самоизоляция. Хорошее начало для открытия торговли. Очень жаль их, возможно они единственные кормильцы в семье. Так что, дорогие читатели, в нашей стране от государства вы помощи не дождетесь, надейтесь только на себя, не поддавайтесь страху и панике в нынешних условиях. Здоровья вам и вашим детям!
4 апреля
Иркутская область
Мэр Саянска Олег Боровский разрешил открыть отдельные компании сферы услуг, чтобы помочь малому бизнесу. Он публично взял ответственность на себя. С 6 апреля будут работать даже заведения общепита.
Персонал должен пользоваться средствами индивидуальной защиты и ежедневно не менее трех раз проводить дезобработку помещений. Мэр рассказал, что к нему поступило много обращений от предпринимателей. Они обязались соблюдать строгий режим дезинфекции.
«Поэтому беру на себя ответственность и верю в то, что вы будете работать на благо наших горожан, строго выполняя все необходимые требования, обеспечивающие безопасность потребителей. Фонду поддержки предпринимателей поручено не взимать в апреле-мае проценты по займам — их уплату можно перенести на более поздний срок», — заявил Боровский.
3 апреля
Красноярск
Общественная палата Красноярска обратилась к Путину. «Уже гибнут целые отрасли бизнеса, например, туризм, дополнительное образование, логистические услуги, общепит, сфера досуга и многие другие, — сказано в письме, которое опубликовала палата. — <…> И, пожалуй, основная проблема будет заключаться в том, что граждане России в столь сложный период будут оставться без работы и средств к существованию».
«Да, очень важно, что сейчас правительство и вы, как президент страны, работаете над мерами поддержки <…> И тут стоит отметить, что в обществе возникла дискуссия о достаточности мер этой поддержки, — говорится в обращении. — А с введением выходных и приостановлением работы бизнеса, который в основном состоит из малого и среднего, начались негативные явления».
Палата сообщила Путину, что платить зарплату сотрудника компаний «не с чего». Она предупредила президента, что «уже в ближайшей перспективе» начнутся безработица и резкое снижение уровня благосостояния.
Палата предложила ввести режим ЧС на уровне страны, что позволит и жителям, и бизнесу приостановить обязательства в связи с форс-мажором. На период ЧС государство обязано выплачивать каждому трудоспособному пособие на уровне минимального размера оплаты труда, а уже после окончания режима ЧС еще полгода оказывать анонсированные ранее меры поддержки.
Омск
В Омске владельцы одного из цветочных магазинов объявили о закрытии. Они решили раздать цветы людям.
Фотографии акции опубликовало сообщество «ЧП Омск». «Раздаем цветы бесплатно! Мир тонет во лжи и грязи, мир рушится, — написали авторы объявления. Наш цветочный бизнес идет на дно! Не дадим миру утонуть в серых красках! Запомним этот миг в ярких цветах!»
Новосибирск
Мэрия Новосибирска запустила опрос: «Как пережить „нерабочие дни“?»
«Угроза коронавируса заставила жителей всей страны перейти к масштабным профилактическим мерам и ограничениям привычной свободы передвижения. Кто-то сам с первых дней решил, что #лучшедома. Другие новосибирцы перешли на режим самоизоляции после введения „нерабочих дней“. Но многие продолжают работать в жизненно важных отраслях или по решению работодателей и из необходимости, — отметили в мэрии. — Мы решили разобраться, как новосибирцы переживают эти непростые дни, когда предотвратить распространение инфекции и обезопасить близких стало важнее всего».
Первые данные (1188 человек) показывают, что более чем у половины участников опроса (59,1%) нет никаких сбережений на случай длительной самоизоляции. Еще у 32% «немного, но есть». Более 70% опрошенных смогут «продержаться» меньше или около месяца.
Напомним, 25 марта из-за пандемии коронавируса президентР Ф Владимир Путин подписал указ о «нерабочих днях», которые должны были закончится 4 апреля. 31 марта почти все регионы России ввели режим так называемой «полной самоизоляции». Региональные власти вводили ограничения собственными нормативными актами, но решения принимались после совещания Путина с полпредами в федеральных округах. Гражданам, в зависимости от формулировок, «предписали», «рекомендовали» или в иной форме попросили остаться дома и не покидать жилье без крайней необходимости: походов в больницы, магазины и для того, чтобы выбросить мусор, прогулок с домашними животными в определенном радиусе от дома, а также на работу, которая не ограничена указом президента.
2 апреля Путин решил продлить режим «нерабочих дней с сохранение зарплаты» до 30 апреля из-за пандемии коронавируса, но переложил на регионы решения по продлению или прекращению карантинных мер. В некоторых регионах режим уже продлили, в других — возобновляют работу некоторых компаний.
Власти не вводили режим ЧС, который позволяет бизнесу и жителям приостановить обязательства в связи с форс-мажором. Государство не стало оказывать прямую финансовую помощь гражданам, ограничившихся кредитными каникулами, возможностью беспроцентных займов на выплату зарплат, отсрочками штрафов и пени за просрочку платежей по услугам ЖКХ. Мэр Москвы Сергей Собянин, например, заявил: «Бюджеты треснут, они не смогут даже обеспечивать систему здравоохранения и так далее».