У шахтеров «Заречной» последняя надежда на инвесторов
Обыски на шахте «Заречная» стали одной из главных новостей прошлой недели в Кузбассе. Правоохранительные органы вмешались в тот момент, когда попытка продать обанкроченную шахту вновь сорвалась, а часть работников получила уведомления о сокращении. В компании «УглеТранс» — крупнейшем кредиторе предприятия — считают, что стабилизировать ситуацию на градообразующем предприятии города Полысаево может только привлечение нового инвестора.
Непосвященным может показаться, что проблемы «Заречной» обострились внезапно. На самом деле шахта, как и вся связанная группа компаний, с 2016 года под внешним наблюдением, а в процедуре банкротства с 2017 года. Финансовые сложности здесь начались ещё в 2014 году. Бывшие инвесторы не справились с угольным бизнесом, включающим АО «Шахта „Заречная“» с шахтоучастком «Октябрьский», АО «Шахта Алексиевская», ООО «УК «Заречная» и ряд сельскохозяйственных предприятий. В 2017-м долги управляющей компании составляли порядка 70 млрд рублей. На предприятиях не было подготовленных запасов, проходческие работы были сведены к нулю, не работала ни одна лава. Шахты нарастили долги перед энергоснабжающими организациями и перед спасателями. Задержка зарплаты составляла 3 месяца. Связанные с «Заречной» сельскохозяйственные предприятия остались без финансирования. Градообразующее предприятие заплатило за 10 месяцев 2017 года всего лишь 142 млн рублей налогов.
Сложностей добавляли последствия эндогенного пожара на «Заречной» — для тушения шахта была затоплена. Шахтоучасток «Октябрьский» был под угрозой затопления, водоприток там составлял 4500 кубометров воды в час. Производство на «Алексиевской» стояло почти год. Обогатительная фабрика была в нерабочем состоянии.
Администрация Кемеровской области пыталась пристроить ГК «Заречная» практическим всем крупным участникам угольного рынка Кузбасса — они отказывались, один за другим. На просьбу руководства региона откликнулась только компания «УглеТранс», профессиональный угольный трейдер. С благословения экс-губернатора Амана Тулеева, ноябре 2017 года компания заключила договоры уступки прав требований к «Заречной» с Газпромбанком и госкорпорацией «Ростех». В итоге «УглеТранс» получил права на 50 млрд задолженности УК, став крупнейшим кредитором, а фактически — инвестором предприятий. Задним числом руководство «УглеТранса» признает, что не понимало всех рисков проекта, но четко осознавало ответственность за градообразующее предприятие города Полысаево, понимало значимость вопроса для властей региона.
В течение месяца «УглеТранс» выплатил шахтерам 260 млн рублей долгов по зарплате, погасил 150 млн задолженность за электроэнергию, закрыл все критические обязательства, оставшиеся после прошлых собственников. За два месяца удалось запустить «Алексиевскую». Откачали воду с «Заречной» и уменьшили водоприток на «Октябрьский» в три раза. В общей сложности, водоотлив обошелся «УглеТрансу» в 800 млн рублей.
По словам представителя «УглеТранса», планировалось вывести предприятие из процедуры банкротства в 2019 году и с 2022-го возвращать вложенные инвестиции за счет увеличения добычи угля на шахтах, а также открытым способом на новых участках, обещанных администрацией Кемеровской области. Власти обещали выделить «УглеТрансу» участки для более рентабельной добычи угля открытым способом, чтобы нивелировать экономические риски: «Заречная» и «Алексиевская» производят энергетические угли, это самая уязвимая и низкомаржинальная рыночная позиция. В целом, с 5,3 млн млн тонн в 2018 году добыча в рамках проекта должна была увеличиться до 15,3 млн тонн в 2022-м и до 25,9 млн тонн в 2025-м.
В соответствии традициям Кузбасса, по просьбе властей новый инвестор вкладывал свои средства в социальные программы — поддержка детей и ветеранов, ремонт автодорог, содержание котельных, содействие в строительстве Казанского храма в Кемерове в совокупности обходились в десятки миллионов рублей. В модернизацию актива инвестор вкладывал сотни миллионов. Для «Заречной» в Китае купили новый производственный комплекс ценой 1,3 млрд рублей и новую конвейерную линию. Ремонт и восстановление обогатительной фабрики «Спутник» обошлись в 150 млн. 320 тысяч евро стоила установка колонкового бурения с поверхности. С «Юргинским машиностроительным заводом» были заключены контракты на 440 млн рублей. Для модернизации отгрузки угля инвестор модернизировал подъездные пути и железнодорожную станцию «Проектная».
На обанкроченной «Заречной» и родственных предприятиях началась жизнь с чистого листа. Под запланированный рост производства инвестор создавал новые рабочие места. В регионе, тем временем, сменилось руководство, но проект «УглеТранса» сохранил поддержку властей. В августе 2018 года врио губернатора Сергей Цивилёв во время визита в Полысаево перед Днём шахтёра поблагодарил председателя совета директоров компании Юрия Сазонова за грамотные управленческие решения, отметив, что восстановление производства было направлено более 2 млрд рублей. «Вы уже устанавливаете рекорды — в июне был добыт первый миллион тонн угля. У компании хорошие перспективы: общие промышленные запасы угля составляют 112 миллионов тонн», — заявил глава региона. Сазонову Цивилёв торжественно вручил награду в честь 75-летия Кузбасса.
В общей сложности «УглеТранс» вложил в предприятия УК «Заречная» и социальную сферу Кузбасса более 5 млрд рублей. В том числе кредитных средств, взятых под личное поручительство Сазонова. Инвестор полностью выполнял взятые обязательства по выведению градообразующего предприятия из кризиса. На разработку документации по новым участкам было потрачено около 30 млн рублей. Однако администрация их так и не выделила, несмотря на письма с согласованием вопроса от старого и нового губернаторов,
А в 2019 году угольную промышленность Кузбасса накрыл кризис. Совпали несколько неблагоприятных факторов. В марте резко обрушились цены на уголь на западном направлении. Составляющая логистики в себестоимости угла взлетела с 56% до 91%. В апреле с начала путевых работ ОАО РЖД резко сократила пропускную способность для вывоза угля из Кузбасса. План поставок с «Заречной», согласованный с портами, упал до 19%. В июле поставки угля из России на Украину были запрещены. За год объем вывезенного угля из Кузбасса упал вдвое.
В 2019 году в «УглеТрансе» поняли, что своими ресурсами больше не смогут содержать и развивать шахты в Полысаево. Конкурсные управляющие обанкроченных обществ начали готовить продажу предприятий. Благодаря модернизации, проведенной за счет инвестора, шахты сейчас в работоспособном состоянии. Но ситуация на рынке такова, что управляющие последовательно снижают цену, а желающих выкупить актив не появляется. В конце марта неудачно закончился очередной аукцион с ценой в 1,66 млрд рублей. 13 апреля собрание кредиторов решило провести еще одну попытку, снизив цену уже до 1,5 млрд рублей. Угольщики считают эту цену крайним психологическим рубежом. Уже сейчас имущественный комплекс, предлагаемый инвесторам, считается существенно недооцененным: строительство аналогичного производства с нуля обошлось бы в десятки миллиардов.
Кроме неблагоприятной конъюнктуры рынка, еще одним фактором, способствующим к снижению интереса потенциальных инвесторов, являются действия чиновников и сотрудников правоохранительных структур, пытающихся решить социально-экономические проблемы силовыми методами. Триггером для вмешательства стали уведомления о сокращении, которые конкурсные управляющие в соответствии требованиям закона стали вручать шахтерам, готовясь к продаже предприятий. После продажи предприятий новый владелец неизбежно вернул бы шахтёрам рабочие места, но сколько протянется межвременье? Как будто на всякий случай было возбуждено уголовное дело по статье за злоупотребление полномочиями в отношении неопределенного круга лиц из числа руководителей «Заречной».
Обвинения никому не предъявлены, но дело позволяет совершать громкие следственные действия — проводить обыски и допросы, освещая происходящее в СМИ и оказывая тем самым давление на конкурсных управляющих и кредиторов. В первую очередь, на «УглеТранс». При этом компания продолжает работать с шахтами и помогать добывать деньги — находит контракты на поставку угля. На прошлой неделе за счет этих средств на «Заречной» погасили долг по зарплате на 140 млн рублей. В «УглеТрансе» подтверждают готовность продолжать сотрудничество с властями Кузбасса для урегулирования проблем полысаевских шахт, но иного благоприятного в социальном плане решения, кроме появления у предприятий новых собственников, сейчас не просматривается. А инвесторы предпочитают скандалам тишину.
Коль скоро администрация области и следственные органы взялись разбираться с финансовыми трудностями «Заречной», чиновникам и правоохранителям стоило бы разобраться, как предприятие пришло к банкротству. Работники шахт помнят, что проблемы росли комом с 2014 под 2017 год, пока «УглеТранс» не взялся реанимировать группу компаний. Истоки финансовых проблем нуждаются в прояснении, иначе может получиться, что к ответственности за давние проступки неких предпринимателей попытаются привлечь тех, кто тратил свои ресурсы на исправление последствий их хозяйствования на шахтах.
Иван Огнев