Шахматный порядок ставит концертную жизнь Новосибирска в позицию пата
Поразительным образом в Новосибирске продолжается концертная жизнь, которой в регионе занимается филармония. Судя по сайту, концертная организация намерена в июне возобновить свои мероприятия, хотя понятно, что режим повышенной готовности из-за пандемии коронавируса вряд ли будет отменен. Проблемы, связанные с неисполнением обязательств перед аудиторией растут. А выстроенная десятилетиями система абонементов оказалась на грани разрушения — ее может добить требование властей рассаживать зрителей в шахматном порядке.
Ближайший концерт Новосибирской филармонии должен состояться 28 мая во Дворце культуры «Родина», расположенном в Бердске. На сайте концертной организации указано, что выступление Эстрадного оркестра под руководством Виктора Иванова с программой «По волнам моей памяти» по легендарному альбому Давида Тухманова должно было состояться 17 апреля, но было перенесено на конец мая. О других переносах концерта или его отмене на интернет-ресурсе концертной организации пока ничего не сказано.
При этом создается впечатление, что в июне областная филармония чуть ли не возобновляет полноценный сезон. На сайте можно обнаружить, что в рамках фестиваля «Когда не надо ходить в школу» у концертной организации запланированы «Бременские музыканты» и «Маша и Витя против Диких гитар» Геннадия Гладкова, а также детский музыкальный спектакль по мотивам произведений Чуковского «Айболит» и «Золушка» с участием Павла Любимцева.
Должно порадовать своих поклонников выступление Filarmonica-квартета «На берегах Невы», которое продет в рамках цикла «Камерные вечера: поэзия струнных» на стихи Серебряного века. Правда, несколько июньских концертов должны были пройти еще в марте-апреле, но после объявления пандемии все они были передвинуты на начало лета.
Вот такая интенсивная музыкальная жизнь творится в Новосибирске, если о ней судить по тому, что отражено во всемирной сети. Правда, симфонические концерты, которые должны были состояться в июне в рамках четырех абонементов (1, 1а, 2 и 2а) уже перенесены на август. Но, судя по сайту, ряд других мероприятий в июне новосибирская филармония все же собирается проводить.
Они, конечно, не состоятся, поскольку так называемый режим повышенной готовности, введенный на территории Новосибирской области, никто не отменял. Формально он должен продлиться до 31 мая, но, наверное, мало кто сомневается в том, что пусть и в облегченном варианте, но он будет продлен, а либерализация режима вовсе не будет означать, что концертная деятельность возобновится. Тем более, что глава федерального Роспотребнадзора Анна Попова уже заверила, что самыми последними ограничениями, которые будут сняты, станут запреты на проведение массовых мероприятий, к которым наверняка относятся филармонические мероприятия.
Понятно, что шоу-бизнес, к которому, наверное, можно причислить концертную деятельность, стал наряду с туризмом и гостиничным бизнесом одной из самых пострадавших от пандемии отраслей. Областная филармония тут стоит в Новосибирске в первом ряду организаций. Только в мае она полностью отменила 19 выступлений, а 14 концертов перенесла. Причем половина из переносов не имеют конкретных дат в будущем.
Но это еще не все потери. Апрель — месяц, который для филармонии обычно был одним из самых хлебных, в этом году наверняка стал одним из провальных: 27 отменных концертов и 54 перенесенных, половина из которых была передвинута в неизвестность, когда нет конкретной даты будущего выступления, если оно вообще состоится.
Однако хочется отметить один момент, который сильно настораживает. Концертная организация делает вид, что помнит о своих слушателях, довольно регулярно устраивая трансляции имеющегося в ее распоряжении контента в виде концертов прошлых лет, объединенных в цикл «Филармония без границ». Однако она совсем забыла о финансовой ответственности перед своей постоянной аудиторией. Количество отмененных и перенесенных концертов уже превысило сотню. Но для того, чтобы понять алгоритм, как вернуть потраченные деньги на приобретение билетов, придется немало потрудиться, чтобы разыскать на сайте филармонии необходимую информацию.
Хорошо, что в последнее время наверняка растут продажи билетов через агрегатор. Так, что тем, кто приобрел билет через Кассы.ру, повезло, поскольку они могут вернуть деньги через данный сервис. А вот тем, кто приобретал билеты в кассах, деньги вернут неизвестно когда: на главной странице сайта красным по белому написано, что кассы и единая справочная служба организации до 31 мая не работают, и не факт, что они заработают в первый месяц лета. Поразительно, но в филармонии нет интернет сервисов по продаже, а значит, по возвращению билетов, хотя сейчас такие услуги у большинства театров есть.
Хотя понятно, что театры оказались в лучшем положении не только благодаря сервисам. Продавая билеты на несколько месяцев вперед, они не связаны такими обязательствами, как филармония, основу деятельности которой составляют сезонные абонементы. В этом отношении концертной организации не позавидуешь. Мало того, что сезон 2019−2020 годов был отработан только на две трети, так еще не факт, что новый сезон 2020−2021 годов начнется с 17 сентября.
Попытка отыграть почти треть программ всех абонементов (их в филармонии — 31) за два летних месяца уже сегодня выглядит почти как утопия. Не случайно многих музыкантов уже отправили в отпуск. Но неизвестно, как отразится на качестве исполнения плотная нагрузка, которая на музыкантов обрушится как серия из концертов прошлого сезона и будущего. Не надо забывать, что на начало осени перенесена большая часть Транссибирского арт-фестиваля, проведение которого, как показывает время, из-за объявленной пандемии лучше было бы вообще отменить, или использовать как повод, чтобы превратить в биеннале.
Тут надо отметить, что программы абонементов фактически авансируются слушателями, которых стоит причислить к элите филармонической аудитории. Они платят за сезон за три четверти года до начала сезона. Например, уже полностью выкуплен будущий сезон, который должен завершиться через год. Однако руководство филармонии даже не начало диалога со своими клиентами, пытаясь решить как вопросы творчества музыкантов, так и финансовые проблемы. Зато уже создан прецедент, когда концерт абонемента № 3 «шТРИхи к портрету» под названием «Гёте — Массне. Страдания юного Вертера», который должен состояться 27 мая, объявлен отмененным. Но о том, как за него будут возвращаться деньги, на сайте не сказано ни слова.
В этом смысле любопытно, что 21 июня возобновляются игры футбольного чемпионата России, которые будут проводиться без зрителей. Проведение домашних матчей, места на которых также продаются благодаря абонементной системе, приносит отечественным клубам довольно серьезные доходы, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Показательно, что сейчас столичные футбольные клубы уже начали диалог с владельцами своих абонементов, которые не смогут лично присутствовать на матчах. Например, генеральный директор московского клуба «Локомотива» Василий Кикнадзе уже официально объявил, что болельщики команды получат компенсацию в связи с тем, что оставшаяся часть сезона будет доиграна без зрителей.
Понятно, что сегодня в распоряжении новосибирской филармонии не так много информации о том, когда и в какой форме будет возобновлена концертная деятельность. Новости поступают разные, а порой противоречивые. Например, известно, что министр культуры Ольга Любимова уже высказывала предположение о том, что может появиться требование для зрителей театров и слушателей концертов высаживать их в шахматном порядке. Если такое требование будет реализовано, то оно поставит под сомнение исполнение всех обязательств филармонии по самым популярным абонементам. Как вообще можно будет проводить концерты, на которые было продано почти 100% абонементов?
Но пока руководство филармонии, имея огромную базу данных из телефонов и почтовых адресов владельцев абонементов, не только не наладила информационной работы со своей аудиторией, но и с середины марта прекратило рассылку СМС-сообщений владельцам абонементов.
Администрация концертной организации гораздо больше пока озабочена не этой темой, а тем, как в «Тихом дворике» летом организовать концерты для 20 слушателей.
Евгений Казаринов