«Не сдашь — так и буду их убивать»: что происходит в новосибирском селе, жители которого заявили о пытках со стороны полицейских
СК и МВД начали проверки сообщений о пытках в новосибирском селе Усть-Изес. Местный житель заявил, что его избили полицейские и увезли в лес. Тайга.инфо выяснила, что задержанных и пострадавших гораздо больше, и близкие не знают, что с ними происходило в последние два дня.
Житель села Усть-Изес Венгеровского района Новосибирской области Михаил Бондаренко рассказал, что на него напали полицейские. По словам мужчины, сотрудники МВД ворвались к нему домой, избили, а позже вывезли в лес, где отпустили. Местные жители рассказали Тайге.инфо, что вместе с Бондаренко задержали еще троих — родственникам долго не сообщали, где они, а полицейские отказывают им в вызове врачей. Редакция выяснила, что происходило в деревне и где сейчас находятся селяне, которые могли подвергаться пыткам.
«Моего ребенка убивают»
Вечером 19 сентября житель села Усть-Изес Роман Унзер позвонил своей сестре Ангелине Дунаевой и рассказал, что его задержала полиция. Он попросил принести сигарет в «собачатник», рассказывает женщина Тайге.инфо. В местном магазине «Улыбка» сигареты в долг не дают, поэтому она пошла ко второму брату Евгению — у него есть единственная в семье банковская карта. Магазин, куда пришли Евгений и Ангелина, оказался закрыт, и они отправились по домам. Через 20 минут Евгений позвонил и сказал, что его тоже задержали.
«У него жена-инвалид и трое детей. Побежала к ним, забрала ребятишек, жена еще спала. Я ее закрыла и ушла», — рассказывает Ангелина.
В это время сотрудники МВД уже ворвались к 18-летнему сыну женщины Александру Дунаеву, уточнила ее дочь Виктория. Когда полицейские оказались в дом, где девушка живет с братом, она вышла на улицу с маленьким ребенком, чтобы его не напугали при обыске. Тут Виктория увидела, что полицейские пошли и к их соседу Михаилу Бондаренко.
«Михаила Бондаренко и моего брата Александра Дунаева вытащили уже разутыми и начали пинать. Потом [брата] кинули в багажник. И [полицейский] Денис Роменский его начал пинать, — говорит девушка. — Михаила посадили в машину, доехали до магазина и переложили его в багажник. Половина полицейских поехали в лес, а половина возле нас остановились осмотреть дом, на обыск. Документов они не предъявляли, какого-то ордера не было, заходили обутые. Роменский открыл багажник и начал пинать Бондаренко, еще один полицейский подошел и кулаками [бил]. Еще мой дядька в этой машине сидел Евгений Унзер. У него была вся голова разбита, в крови».
По словам Виктории, как минимум, одна «Нива» с полицейскими и задержанными поехала в сторону леса. Позже оттуда слышали выстрелы, рассказывают Тайге.инфо сразу несколько жителей села.
Мать похищенного Александра Дунаева Ангелина позвонила в полицию, где ей сказали, что «все машины заняты, разбирайтесь сами». «А там моего ребенка, может, убивают», — вспоминает Ангелина свои слова.
Женщина звонила и участковому Николаю Павличенко, требуя рассказать, в каком состоянии ее сын Александр.
«Он сказал: „Сдашь сожителя — я тебе верну и сына, и брата, не сдашь — так и буду их убивать“», — утверждает жительница села.
«Плечи в синяках, болит грудь и гниет палец»
Как выяснили местные, вечером 19 сентября полицейские искали сожителя Ангелины Юрия Мыльникова. С обысками они приходили даже к матери Ангелины Клавдии Унзер. Она рассказала Тайге.инфо, что документов полицейские не показывали и были пьяны.
Мыльникова могли подозревать в краже металла в соседнем селе. По словам сожительницы, в МВД также утверждают, что он причастен к поджогу дома бывшего «председателя колхоза». Так местные называют экс-директора ЗАО «Усть-Изесское» Василия Тихонова.
«На Мыльникова они вешают всех собак. А он убежал, хотел сам прийти, когда в прокуратуру пожалуется. Они его искали у меня, с обысками приходили, всё переворачивали», — говорит Ангелина.
По данным «Контур.Фокус», «Усть-Изесское» занимается разведением скота, на сайте госзакупок указано, что компания поставляет холодную воду для местной школы. Для Усть-Изеса, в котором живут около 500 человек, это основной работодатель. Пятеро из семи депутатов сельсовета работают в «Усть-Изесском», сказано в ГАС.Выборы.
В конторе предприятия также находится кабинет участкового — именно там Ангелина и ее сестра Анастасия нашли своего брата Евгения Унзера.
«Я ждала полтора часа на мосту [по которому ранее везли задержанных]. Смотрю, две „Нивы“ приехали к конторе. Выходит участковый. Я говорю: „Где мой сын, покажи моего сына!“ — рассказывает Ангелина. — Он стоит и улыбается: „Я тебе никого не покажу“. Из магазина „Улыбка“, который напротив, они выносят водку».
Ангелина пошла к конторе и начала снимать стоящих рядом полицейских, женщина требовала от них представиться, но в ответ ей только улыбались. В здании они с сестрой увидели брата с окровавленной головой. Евгений сказал, что полицейские его били.
«Я продолжала снимать, мне вывернули руки, отобрали телефон. Пока не удалили, не отдали», — говорит Ангелина.
Ее брата Евгения вывели в ограду полицейского участка, он присел на скамейке. Сестры попросили жителей окрестных домов принести воды. Мужчина попил, покурил, и ему стало еще хуже.
«Пока Настя бегала [за фельдшером], я говорю [полицейским], что идет врач. Сейчас осмотрит, а дальше забирайте его — разбирайтесь, это ваше дело. Настя возвращается, говорит, идет врач. Они [полицейские] давай его скручивать и обратно [в участок] пихать, — рассказывает Ангелина. — Мы с Настей держим оградку, кричим, они давай Насте руки ломать, Роменский кричал: „Ты *****!“. Мы сели на асфальт с двух сторон от машины, чтобы они не уехали. А их человек девять, они нас оттащили. Пока фельдшер дошла, они уже смылись».
Сестра задержанного Анастасия вспоминает, что полицейские били и ее. Она кричала, что беременна — женщина на позднем сроке, у нее виден живот.
«У меня плечи в синяках, болит грудь и гниет палец, потому что они меня щипали за пальцы, чтобы я от брата отцепилась. Как я его обняла, чтобы его не забрали — вот они и щипали», — говорит Анастасия.
После этого жители села двое суток не видели задержанных Александра, Романа и Евгения. Михаил Бондаренко — единственный из задержанных жителей Усть-Изеса, кому удалось вернуться из леса в ту ночь. Он записал видеообращение, которое выложил в соцсети. Михаил рассказал, что полицейские «били очень сильно, вытащили к стенке» и ссылались на «отмашку сверху вплоть до отстрела».
«Я думал, меня убьют. Били палкой, били шваброй, били уздой, — рассказывал Михаил. — <…> Все опухшее, тело болит, голова кружится, я проблевал всю ночь. <…> Маленькая всю ночь проплакала. Это как будто в порядке вещей».
Два дня Ангелина ходила в полицию и требовала рассказать, где находятся ее сын и братья.
По ее словам, там с ней общались «как с собакой». За эти два дня она однажды увидела Евгения из окна машины.
Днем 21 сентября около участка ей удалось мельком увидеть своего сына Александра и другого похищенного брата — Романа. Мужчины сказали, что им «очень плохо, и не вызывают врачей», говорит Ангелина. Что с ними происходило, Роман и Александр рассказать не успели.
«Когда я закрыл лицо, он начал бить по почкам»
Дочь Ангелины Виктория говорит, что полицейские постоянно довольно жестоки к сельчанам, но «чтобы в багажниках людей возить, такого не было». Избитый Михаил Бондаренко утверждал в своем видеообращении, что опознал троих полицейских — Дениса Роменского, Василия Мурова и Евгения Папко.
Местные СМИ сообщали, что сотрудник Венгеровского отдела МВД Евгений Папко работает старшим участковым, он был номинантом конкурса «Народный участковый» в 2020 году.
Житель Усть-Изеса Максим Быков рассказывает Тайге.инфо, что два месяца назад Папко избил его по дороге в участок. Там его планировали допросить из-за драки, пострадавшим в которой оказался сын бывшего полицейского.
«Папко был за рулем. Он остановил машину, открыл заднюю дверь. Сначала раза три ударил в область головы руками. Когда я закрыл лицо, он начал бить по почкам, — вспоминает Быков. — Полицейский, который сидел на пассажирском, тоже развернулся и начал меня бить».
Полицейские хотели, чтобы он дал признательные показания по делу о драке, в которой сломал ногу сын бывшего участкового. Мужчине, по его словам, угрожали, что в случае отказа задержат на трое суток.
«Я сказал, как им надо, — говорит Быков. — Что с делом [о драке], я не знаю. Они [полицейские] могут без проблем затолкать в машину. Со многими такое бывает, да. Я как-то побоялся жаловаться».
Полицейский Денис Роменский, которого называют среди участников массовых пыток, по словам местных жителей, раньше работал инспектором по делам несовершеннолетних. Ангелина утверждает, что он не раз «подставлял» ее сына: «Они всегда так поступали, только не били никогда. Вот Роменский, когда моему сыну было 16 лет, он сам покупал ему спиртные напитки, чтобы тот быстрее признался или подписал что-нибудь. Допрашивали его всегда без меня (допрос несовершеннолетних должен проходить в присутствии родителей — прим. Тайги. инфо). Судим [сын] за кражу из магазина. Всё [похищенное] вернули, всё отдали».
Также, по словам Ангелины, в задержаниях и вывозе в лес был замечен участковый Николай Павличенко. По данным сайта МВД, старший лейтенант с такими фамилией и инициалами действительно работает участковым в Усть-Изесе и окрестных селах.
Сестра Ангелины Анастасия говорит, что Павличенко «просто так» сажал ее к себе в машину и удерживал там: «Я спрашиваю: „Я что, задержана?“. Мне участковый Павличенко говорит: „Нет“. Я начала вылазить, он меня силой толкнул назад».
Сам участковый Николай Павличенко отказался общаться с Тайгой.инфо, переадресовав вопросы в пресс-службу ГУ МВД.
«Да, они сидевшие у нас, но так-то нельзя с людьми»
После публикации видеообращения Михаила Бондаренко проверки начали областной главк полиции и региональное управление Следственного комитета.
«20 сентября из медицинского учреждения Венгеровского района в МО МВД России „Венгеровский“ поступило сообщение об обратившемся гражданине — ранее неоднократно судимом местном жителе в возрасте 27 лет с диагнозом: ушибленная рана плеча и левой боковой области, — рассказали в главке. — <…> В настоящее время на место происшествия выехали сотрудники ГУ МВД России по Новосибирской области. В случае подтверждения противоправных действий сотрудников органов внутренних дел они будет уволены из органов внутренних дел и понесут наказание в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а их непосредственные руководители будут привлечены к строгой дисциплинарной ответственности».
Местные жители подтвердили Тайге.инфо, что сотрудники полиции «из Новосибирска» и СК действительно работают в Усть-Изесе. Например, из-за длительного опроса с редакцией не смог пообщаться Михаил Бондаренко.
Пресс-служба ГУ МВД и источники СМИ в правоохранительных органах подчеркивают, что предполагаемые потерпевшие судимы. На это же обращают внимание и сотрудники СК при опросе свидетелей, говорит Ангелина.
«Этот [следователь], который опрашивал, он с какими-то намеками. Да, они сидевшие у нас, ничего не говорю, но так-то нельзя с людьми, — рассказывает она. — Сейчас опрашивали когда, не хотели писать, что полицейские были пьяные. Я возмутилась, почему не пишут, что я видела. Дописали в результате».
Полный тезка Михаила Бондаренко судим за пьяное вождение мотоцикла и дважды привлекался по делу об угрозах жене убийством — оба дела прекращены из-за примирения с потерпевшей. Тезка Евгения Унзера также судим за угрозу убийством и кражи. За них же судим Роман, а сестра Анастасия — за пособничество в краже.
В прокуратуре Венгеровского района сказали Тайге. инфо, что не проводят проверку по сообщениям о пытках в Усть-Изесе и предложили обратиться в СК.
Пётр Маняхин