Режиссер комедии о поколении 30-летних:«Мы честно говорим, что не самые успешные, но хотим добра»
Фильм «Хандра» 12 сентября открыл «Кинотавр», а уже 28 сентября режиссер Алексей Камынин представит картину в новосибирской «Победе». В широкий прокат она выйдет 1 октября. Камынин рассказал Тайге.инфо о целительной силе самоиронии, поколении тридцатилетних, Тарковском как альтер-эго главного героя и Александре Гордоне в образе гинеколога-сексиста.
Тайга.инфо: Алексей, кому в первую очередь адресован это фильм?
— Основная аудитория соотносится с возрастом наших героев, которым 25−35 лет. Наше поколение мечется, пытается найти свое место в жизни, реализоваться, пока нас не догнали те, кому сегодня четырнадцать. Другая важная аудитория — старшее поколение, представители которого, посмотрев наш фильм, говорят: «Теперь мы понимаем своих детей, какие они, что у них в головах происходит».
Тайга.инфо: И что происходит, каков ваш главный посыл?
— Идейный посыл в том, что какими бы разными мы ни были, из-за чего бы мы ни хандрили — работы, творчества, любви или дружбы — переживания, как правило, можно победить с помощью юмора и самоиронии, просто научившись смеяться над собой. В этом есть большая целительная сила. Еще одна важная идея: мы честно говорим, что не самые успешные, не самые умные, может быть, но мы хорошие люди и хотим добра, с нами можно дружить. Главное— не то, что нас разделяет.
Тайга.инфо: Такая философия помогает в жизни?
— Стараюсь постоянно помнить, что чаще всего душевные терзания возникают от непреодолимого желания попереживать. Когда накатывает хандра, поднимаю глаза к небу, вижу, сколько там звезд, сколько звезд за этими звездами, и думаю: «Что все мои переживания по сравнению с ними». И сразу становится легче, проще и веселее.
Тайга.инфо: Как вы попали в кино из журналистики?
— Хотел быть журналистом, поступил на журфак МГУ. Однажды случайно попал на запись программы Александра Гордона «Закрытый показ», где обсуждали «Эйфорию» Вырыпаева. Особенность программы в том, что зрители не смотрят фильм в студии, а только слушают обсуждение, и мне было невероятно скучно наблюдать, как скопище каких-то непонятных людей произносит заумные фразы. Через неделю, когда программа вышла в эфир, я посмотрел фильм, а потом еще раз это обсуждение. И вдруг понял все и впервые осознал, что кино—сложнейшее, тонкое и глубокое искусство с возможностью доносить высказывание на разных уровнях и в разных формах. Это меня потрясло, и я понял, что ничем другим заниматься не хочу.
Тайга.инфо: И что потом?
— Доучился на журфаке заочно, работал журналистом, перешел в документальное кино на пару лет, потом поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, в мастерскую Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко. Пришлось ждать полтора года, но никуда больше идти не хотел — знал, что здесь такая система обучения, которая дает профессию и помогает найти собственный голос. Счастлив, что пришел в кино, что большую часть времени живу в мире своих историй и фантазий. Это классный процесс — делать собственные фантазии реальными.
Тайга.инфо: «Хандра» действительно построена на тесной связи героев и прототипов, реальной жизни и онлайн-событий.
— Я хорошо отношусь ко всему новому и легко отказываюсь от старого. Соцсети популярны сейчас, нужны людям, а я привык работать с тем, что есть, а не оценивать, хорошо это или плохо. Наши главные герои пришли из жизни, и мы сделали для фильма необычный сайт, где есть приложение «Тиндр», в котором можно познакомиться с персонажами, поставить лайк, вступить в диалог. Еще у всех героев есть странички в инстаграме: они общаются друг с другом, постят отчеты с дружеских посиделок. Страничку главного героя, режиссера Леши, веду я, потому что сам стал его прототипом. Мне пишут молодые ребята, которые хотят заниматься кино, советуются со мной как с персонажем Лешей, который по сюжету окончил ВГИК.
Тайга.инфо: Чье фото на аватарке, ваше или актера, сыгравшего Лешу в фильме?
— Лицо Кирилла Ковбаса, сыгравшего Лешу Хандру. Конечно, он часто говорит о хандре, но и о жизни любит порассуждать, и процитировать Тарковского к месту и не к месту, и вступить в какую-нибудь мудреную переписку. Все аккаунты ведут реальные прототипы — не актеры из фильма, а живые люди со своими характерами и взглядами. То есть мы взяли людей и ситуации из жизни, перенесли их в художественную реальность фильма, а затем вернули в онлайн. Это интересный опыт.
Тайга.инфо: К начинающему режиссеру Леше во снах приходит Тарковский. Почему?
— Андрей Тарковский меня восхищает, хочу, чтобы о нем знало как можно больше людей. Как это ни прискорбно, многие сегодня не слышали о нем. Вы мне не поверите.
Тайга.инфо: Не поверю.
— Мы живем в своем кинематографическом мире, и думаем, что «ну как же так». Так что, во-первых, это возможность рассказать о великом кинорежиссере тем, кто о нем не знает. А главный посыл в том, что образ Тарковского — альтер-эго главного героя. Когда я пришел в кино, именно Тарковский был для меня ориентиром, я слишком старался быть им, как и многие молодые режиссеры. В этом есть уже какая-то проблема, если ты хочешь стать кем-то другим. Вот и наш герой сначала бредит Тарковским, а потом понимает, что не надо кого-то копировать. Так и я однажды понял, что надо быть Лешей Камыниным и снимать свое кино. Поэтому в финале герой Леша от Тарковского освобождается и говорит: «Буду снимать комедии». Вот, собственно, и снял. Называется «Хандра».
Тайга.инфо: Поздравляю. Ваш любимый фильм Тарковского с латышом в космосе или со свечкой?
— С латышом. Больше всего люблю «Солярис», мне нравится, что Тарковский берет научную фантастику и снимает ее не как Содерберг, то есть не как чистый жанр, а как философское высказывание, окрашенное личными переживаниями. Сюжетный каркас обрастает новыми смыслами, становится объемнее, живее. Меня поглощает атмосфера «Соляриса», часто к нему возвращаюсь. Думаю, в нем многое скрыто. Впрочем, в любом фильме каждый зритель видит то, что готов увидеть.
Тайга.инфо: Как подбирали актеров на главные роли и в яркие эпизоды?
— Сразу решили, что в главных ролях будет много молодых новых имен. Зато в эпизоды пригласили узнаваемых звезд. Для каждого старались написать историю, которую они еще никогда не играли. Чтобы уговорить Александра Гордона сыграть гинеколога-сексиста, прошерстили все его скандальные заявления в программе «Мужское и женское». Он оказался человеком с потрясающей самоиронией и сыграл великолепно. Тимофей Трибунский играл самого себя, это большой актер, поверьте, он вас удивит.
Иван Янковский стал тем самым не-Тарковским, очень точное попадание. К тому же, я случайно узнал, что он отрастил усы для роли в «Союзе спасению». Иван серьезно готовился к роли, думал, советовался с отцом, даже между дублями ему звонил, обсуждал нюансы. Равшана Куркова с энтузиазмом отнеслась к идее сыграть без грима, создала сильный женский характер. Аня Чиповская тоже хороша, замечательная Юлия Ауг смело сыграла требовательную квартирную хозяйку. Ксюша Зуева появилась в большой комедийной роли.
У нас независимый проект, и больших гонораров мы предложить не могли, поэтому благодарны всем, кто оценил сценарий и откликнулся.
Тайга.инфо: Вы сняли поколенческое кино, а себя чувствуете частью режиссерского поколения?
— Каждый режиссер снимает собственное кино, и в этом смысле мы, конечно, одиночки. Но судя по тому, какие фильмы делают мои ровесники, кажется, наметилась хорошая тенденция. Появилось много смелых, свободных проектов, в них есть свежесть и отвязность. Те же «Чики», например, интересны не только содержанием, но и свободным режиссерским восприятием жанра.
Мне нравится, что часто стали появляться искренние фильмы на основе личных историй, на «Кинотавре» таких картин было несколько, и это здорово.
Билеты на премьеру «Хандры» доступны на сайте «Победы».
Беседовала Анна Огородникова