Как поддельные документы могли спровоцировать Казахгейт и привести к безосновательным обвинениям в адрес Фаттаха Шодиева
Почти десять лет скандал под названием «Казахгейт» преследовал политическую элиту Бельгии и Франции, а также бизнесмена Фаттаха Каюмовича Шодиева, обвиняя всех в коррупции и злоупотреблении влиянием.
Но за всеми заголовками кроется маленький грязный секрет: этот скандал был основан на поддельных документах.
Оказалось, что очевидные фальсификации беспрекословно принимались как реальные, перепечатывались и порождали сотни выдуманных новостей. Но если документы, лежащие в основе этого скандала, являются поддельными, то возникают вопросы - кто их создал и почему они хотели вовлечь в это дело ведущих политиков и бизнесменов?
Всё началось в 2011 году, когда Бельгия приняла новый закон о сделке о признании вины, и в одном из первых судебных дел, урегулированных в рамках этой договорённости, участвовали три казахстанских бизнесмена - Фаттах (Патох) Шодиев, Александр Машкевич и Алиджан Ибрагимов.
В середине 1990-х годов они приобрели недвижимость в Бельгии, и примерно в то же время двое из них - Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов - стали гражданами Бельгии.
Бельгийская прокуратура выдвинула против бизнесменов обвинения в нарушении финансовых правил при приобретении собственности. Но спустя 16 лет дело «Шодиева и др.» так и не было завершено.
В июле 2011 года прокуратура разрешила Шодиеву, Ибрагимову и Машкевичу заплатить около 22 миллионов евро для урегулирования дела без признания вины.
Позже газета «Canard Enchaîné» сообщила, что правительство Президента Николя Саркози лоббировало бельгийских политиков с целью введения закона о признании вины. Якобы эта лоббистская кампания была одолжением Шодиеву, так как он помог французам заключить сделку между Airbus и Казахстаном на сумму 4 миллиарда евро.
Доказательства были представлены в виде переписки между Жаном-Франсуа Этьеном де Розэ, советником Саркози, и Клодом Геаном, на то время - Главой администрации Елисейского дворца. Де Розэ утверждал, что группа юристов, организованная Елисейским дворцом для Шодиева, успешно завершила дело с помощью бельгийского сенатора Арманда де Деккера, который лоббировал поддержку Министров юстиции, финансов и иностранных дел.
Для расследования данных обвинений в Бельгии была создана Парламентская комиссия по расследованию (ПКР). Давая показания, Геан оспорил подлинность писем от Де Розэ и не помнил их получение. Он заявил, что французская помощь Шодиеву заключалась лишь в его знакомстве с адвокатом Катрин Дегул, которая наняла сенатора Де Деккера без ведома Шодиева.
Согласно 500-страничному отчёту ПКР, Де Деккер действительно пытался поговорить со Стефаном Де Клерком, Министром юстиции, по делу Шодиева, но получил отказ. Де Клерк сказал, что претензии в электронных письмах Де Розэ были «вымышленными». Стивен Ванакер, Министр иностранных дел, также отклонил претензии Де Розэ. Комиссия выяснила, что на введение закона о признании вины в 2011 году не было оказано никакого влияния.
В 2013 году история приняла новый оборот, когда издание «Le Vif» сообщило, что французский дипломат по имени Дэмиен Лорас получил золотые часы «Jacquet Droz» стоимостью 44 000 евро в подарок от Фаттаха Шодиева. Лорас последовал протоколу и передал часы в Елисейский дворец. «Le Vif» опубликовал копию чека на часы, якобы купленные Шодиевым в «Kronometry 1999» в Париже, и обвинил Шодиева в подкупе французского чиновника.
Однако, в этой истории есть один нюанс: хотя Шодиев подарил Лорасу часы, это не были часы, описанные «Le Vif», и их стоимость была не 44000 евро. Квитанция оказалось поддельной, и в отличии от квитанций «Kronometry», она была сделана на другом бланке и в другом формате.
ПКР также рассмотрело процесс получения Фаттахом Шодиевым бельгийского гражданства в 1990-х годах, на фоне утверждений о том, что процесс был проведен ненадлежащим образом.
После длительного расследования и наличия ряда поддельных обвинительных документов, ПКР пришёл к выводу, что, хотя бюрократы допустили административные ошибки в процессе натурализации, Шодиев получил гражданство надлежащим образом.
Таким образом, полемика вокруг «Казахгейта» берёт своё начало в документах, достоверность которых вызывает сомнение, и тем не менее эти документы спровоцировали скандал, для выявления которого потребовалось 16-месячное парламентское расследование. Учитывая то, что расследование пришло к выводу, что в действиях Шодиева не было политического влияния и неправомерных действий, возникает вопрос - кто создал эту фальсификацию и почему?